Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 233, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 327-63-72; +375 (17) 327-87-50

e-mail: cc_esd@bspu.by

GJDSITYBT 

 

 

                

События

Отчёт о работе Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» за 2018-2019 гг.

2019-07-11

Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития» (далее – Координационный центр) – самостоятельное структурное подразделение по основной деятельности БГПУ. Основные направления деятельности Координационного центра в 2018 – 2019 учебном году – следующие (рисунок 1).  

             

                         Рисунок 1 – Основные направления деятельности Координационного центра

 

1. СОДЕЙСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ИДЕЙ И ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗ- ВИТИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ И ОПЫТА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР)

Основной метод решения этой задачи – организация деятельности представителей Координационного центра в структурах, входящих в состав архитектуры управления устойчивым развитием: Общественного совета по формированию и оценке стратегий устойчивого развития, организованного при НИЭИ Министерства экономики, и Партнерской группы устойчивого развития, действующей при институте Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР). Как участник этих структур С. Б. Савелова принимала участие в работе ряда Круглых столов (один из них – «Достижение ЦУР в интересах детей и подростков», организованном совместно с Представительством Детского фонда ЮНИСЕФ). Также она стала соавтором Аналитического отчета о реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития республики Беларусь на период до 2030 года (раздел 2.4 «Совершенствование системы образования для устойчивого развития»), публичное обсуждение которого состоялось 25.01.2019г. на Первом Национальном форуме по устойчивому развитию «В устойчивое будущее – вместе!».

       

Свой вклад Координационный центр внес также и в разработку проекта Концепции НСУР-2035 – Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года. Ее концептуальные положения в области образования – ведущего механизма локализации и достижения ЦУР, а также перспективы и проблемы социального партнерства в организации практик ОУР для всех поколений стали предметом рассмотрения участников Круглого стола «Межведомственное взаимодействие и межсекторное сотрудничество как условие формирования социального договора в сфере образования (к разработке концепции НСУР-2035)». В его работе  приняли участие представители секторальной группы по социальным вопросам межведомственной рабочей группы по подготовке проекта НСУР-2035 (руководитель – А.В.Лобович, первый заместитель Министра труда и социальной защиты), местных органов власти, Партнерской сети школ устойчивого развития, учреждений профессионального и высшего образования, международные эксперты.

 

на фотографии - II Международный симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор», БГПУ, 06.12.2018. Представители СНИЛ ФДО «Образовательные практики в интересах устойчивого развития в учреждениях дошкольного образования» на выставке «Образование – Целям устойчивого развития»

 

Работа этого Круглого стола была организована  06.12.2018г. в БГПУ совместно с Министерством труда и социальной защиты, Ассоциацией «Образование для устойчивого развития» в рамках работы II Международного симпозиума «Образование для всех поколений – социальный договор» (ведущие – А. И. Жук, ректор БГПУ, председатель Совета Ассоциации «Образование для устойчивого развития», член Координационного совета по ОУР при Министерстве образования, и Д. В. Карпиевич, координатор Программы поддержки Беларуси по направлению «Устойчивое развитие», заместитель председателя Общественного совета по формированию мониторингу стратегий устойчивого развития). Обобщенные наработки и рекомендации Круглого стола вошли в содержание Концепции НСУР-2035 (в частности – раздела 4.6 «Новая архитектоника образовательной сферы, рост качества и доступности образовательных услуг» и многих других).

           

Само по себе участие в подготовке и проведении на базе БГПУ 6 – 7 декабря 2018 года II Международного симпозиума «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор» (далее – Симпозиум) стало знаковым событием в работе Координационного центра в 2018-2019 учебном году. Его работа была организована под патронажем Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития при содействии Министерства иностранных дел и поддержке проекта Программы развития ООН «Поддержка деятельности Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития и укрепление роли Парламента в достижении Целей устойчивого развития».

В работе Симпозиума приняли участие около 300 организаторов местных, региональных и национальных практик образования и устойчивого развития, представители различных органов законодательной и исполнительной власти, министерств и ведомств, региональных инициатив в области устойчивого развития, общественных организаций, бизнеса, международных организаций, научных и экспертных сообществ из Беларуси, Австрии, Армении, Германии, Казахстана, Коста-Рики, Латвии, Литвы, Польши, России, Украины, Швейцарии. Состав участников Симпозиума определялся на основании анализа представленных ими материалов и издания их для обсуждения в рамках работы 4-х дискуссионных площадок (одна из которых – вышеупомянутый Круглый стол).

Совместную работу участников симпозиума приветствовали М. А. Щёткина, заместитель Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Национальный координатор по достижению Целей устойчивого развития, Р.С. Сидоренко, заместитель Министра образования Республики Беларусь, Астрид Зам, исполнительный директор Международного образовательного центра IBB-Dortmund, руководитель Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, Мириан Вилела, исполнительный директор секретариата Международной инициативы Хартия Земли (Университет мира, Коста-Рика). Свой вклад формирование социального заказа системе непрерывного образования внесли В.В.Ковальков, заместитель Министра труда и социальной защиты, руководитель рабочей группы по социальному направлению Совета по устойчивому развитию; И. В. Малкина, первый заместитель Министра природных ресурсов и защиты окружающей среды, руководитель рабочей группы по экологическому направлению Совета по устойчивому развитию; К.С. Диниелян,  Национальный эксперт ПРООН, академик Международной академии экологии, заведующий кафедрой экологии и устойчивого развития Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна (г.Ереван, Республика Армения); Норберт Штайнхауз, менеджер международных проектов Science Shop Bonn, эксперт Департамента ЕС «Исследования и инновации», координатор международной сети Living Knowledge (г.Бонн, Федеративная Республика Германия)¸ Наталья Минченко, советник Программы развития ООН в Беларуси по ЦУР.

Основная работа по обобщению и экспертизе опыта и механизмов влияния образования на обеспечение экологической целостности, экономической устойчивости, социального благополучия и развитие человеческих ресурсов регионов по время Симпозиума была организована в рамках белорусско-немецкого проекта «Научная лавка – инструмент интеграции практик образования и устойчивого развития», реализуемого в 2016-2018 гг. в Республике Беларусь Ассоциацией «Образование для устойчивого развития» и БГПУ (Беларусь), некоммерческой организацией Wissenschaftsladen Bonn e.V. (Германия), при поддержке Министерства образования Республики Беларусь и сопровождении Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии.  Наработанный опыт участников проекта был представлен также и в формате презентационной выставки «Образование – Целям устойчивого развития», интегрированной в программу работы первого дня симпозиума как возможность обеспечить взаимообмен ресурсами ОУР пилотных регионов и БГПУ.

 

На фотографии – II Международный симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор», БГПУ, 07.12.2018. Экспертиза деятельности областного ресурсного центра по ОУР ГУО «Гимназия № 4 г. Витебска»

 

Обобщенные сотрудниками Координационного центра материалы Симпозиума, презентации экспертов, изданные публикации и фотогалереи его основных событий находятся в открытом доступе на созданном интернет-ресурсе – сайте II Международного симпозиума «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор».[1]

В своей работе Координационный центр уделяет внимание консультированию региональных групп по устойчивому развитию по вопросам интеграции практик ОУР в разрабатываемые Стратегии устойчивого развития (СУР). Так в 2018-2019 году было организовано экспертное сопровождение деятельности рабочей группы СУР Щучинского района Гродненской области, тематической группы «Социальная сфера» по разработке СУР Кличевского района Могилевской области, а также тематической подгруппы «Образование в интересах устойчивого развития» рабочей группы по разработке Концепции СУР Могилевской области (в частности – раздела 4.6 «Образование, ориентированное на устойчивое развитие будущих поколений»).

Координационный центр в сотрудничестве с Министерством образования принял участие в подготовке Национального доклада об осуществлении Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (2017–2019 годы). Для определения методов внедрения интегративного подхода и расширения взаимодействия с местными сообществами в рамках деятельности по имплементации Конвенции о биологическом разнообразии и Нагойского протокола к ней, а также Конвенции об охране нематериального культурного наследия было организовано сотрудничество с Национальным координационным центром по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод (НАН РБ) по решению практических вопросов формирования эффективной  Национальной политики Республики Беларусь по идентификации, сохранению и устойчивому развитию традиционных знаний и практик, а также их носителей (местных сообществ, групп и связанных с ними отдельных людей).

Координационный центр оказал поддержку участникам Конкурса «Молодежные послы Целей устойчивого развития – будущее планеты в наших руках». Задачи конкурса – отбор Молодежных послов Целей устойчивого развития, активных молодежных лидеров, деятельность которых будет способствовать реализации национальной стратегии в области ЦУР и популяризации эффективных форм участия молодежи в общественной жизни, поддержки социально значимой деятельности учащейся молодежи. Финалистами конкурса стали и 4 студента БГПУ, а один из них стал молодежным послом ЦУР.

 

2. СОДЕЙСТВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРАКТИК ОУР В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для Координационного центра основным методом организации работы в этом направлении стало сотрудничество с различными факультетами БГПУ, учреждениями образования – участниками учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования, некоммерческими объединениями и международными партнерами, работающими в области развития образовательных практик для всех поколений.

Так, например, в рамках сотрудничества с факультетом дошкольного образования БГПУ сотрудники Координационного центра оказывают содействие работе СНИЛ «Образовательные практики в интересах устойчивого развития в учреждениях дошкольного образования» (руководитель – Е. А. Рублевская). Это сотрудничество наиболее ярко проявилось:

Содержательно – во время доклада «Общеучрежденческий подход к организации практик ОУР как условие развития деятельности учреждения дошкольного образования» (С.Б.Савелова) в рамках работы Международной научно-практической конференции «Подготовка кадров системы дошкольного образования как ресурс устойчивого развития общества»;

организационно – при подготовке и проведении Координационным центром Исследовательского meet-up’а «STEM-подход в педагогике детства», который состоялся 16.04.2019 в рамках Декады студенческой науки БГПУ (ведущие – София Савелова и Алена Мельченко).

Основная цель этой исследовательской встречи – совместно со студентами факультетов дошкольного и начального образования, педагогов Партнерской сети школ устойчивого развития, действующих при поддержке Ассоциации "Образование для устойчивого развития", STEM/STEAM-центров, созданных Ассоциацией "Образование для будущего" и сеть PASCH-школ, поддерживаемых Институтом имени Гёте в Минске, выявление условий и ресурсов организации практик STEAM-образования на ступенях дошкольного и начального образования как механизма формирования у детей основ и привычек экодружественного поведения. В работе исследовательского meet-up’а приняли участие А. Л. Давидович, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь; Н. В. Жданович, декан ФНО; О. Н. Анцыпирович, декан ФДО, А. В. Муравьев, исполнительный директор Ассоциации «Образование для устойчивого развития»; А. В. Хомич, директор Ассоциации «Образование для будущего»; Таня Бальдрайх, руководитель проектов Института имени Гете в Минске. Исследовательский опыт и материалы участников meet-up’а были обобщены и опубликованы на сайте Координационного центра (веб-страница «Основные мысли и презентации спикеров Исследовательского meet-up’а»[1])

В сотрудничестве с факультетом естествознания Координационный центр обеспечивал консультационную поддержку в работе Green Office БГПУ. Так, в рамках этого сотрудничества Координационным центром на базе Республиканского ресурсного центра образовательной робототехники БГПУ совместно с физико-математическим факультетом и Green Office 11.04.2019г. проведен пилотный вариант педагогического хакатона «Smart BSPU: цифровая экономия», направленный на выявление проблем ресурсосбережения в формировании БГПУ как устойчивого университета (руководитель – Н. С. Сологуб). Командами-участниками были разработаны дизайн-макеты постеров, привлекающих внимание студентов и сотрудников университета к проблемам ресурсосбережения.

Для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников БГПУ в области изучения методики «ответственные исследования и инновации»  как условия внедрения методологии ОУР в процессы подготовки педагогических кадров, а также формирования и развития их профессиональной компетенции в этой области в БГПУ были организованы:

семинар-практикум «Обеспечение адресного научно-образовательного сопровождения процессов регионального устойчиво развития» с участием представителей региональных ресурсных центров, научной лавки БГПУ и международного эксперта Норберта Штейнхауза (11.10.2018, в рамках реализации проекта «Научная лавка…»);

семинар-практикум «Научная лавка как методика интеграции идей УР в образовательной практике подготовки педагогов» (10.04.2019, в рамках методического семинара «Интенсивные образовательные технологии в подготовке педагогических кадров»). В рефлексии семинара его участники, зафиксировав, что в ситуации устойчивого развития существует множество проблем, требующих включенности местных сообществ как соавторов-исследователей, нуждающихся в активном сотрудничестве с представителями научного знания, отметили особые задачи в подготовке будущих педагогов как организаторов такого сотрудничества, содействующих становлению обучающихся сообществ. В решении этих задач существенную поддержку профессорско-преподавательскому составу БГПУ может оказать создаваемая Научная лавка.

Для развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников белорусских учреждений образования в области организации практик ОУР Координационным центром совместно с ИПКиП БГПУ и Ассоциацией «Образование для устойчивого развития» на базе Мстиславского района было организовано тематическое повышение квалификации «Образование в интересах достижения Целей устойчивого развития: подходы, проблемы, практики» (18 – 22.06.2019). Его участники, рассматривая вопросы  реализации методологии образования для устойчивого развития в деятельности учреждений образования различного типа, определяли условия и разрабатывали ресурсы, необходимые для включения педагогов в процессы образовательного сопровождения ЦУР и СУР в местных сообществах и регионах. Участие в формировании образовательного заказа и процессах реализации образовательной программы приняли сотрудники БГПУ, отдела по образованию Мстиславского райисполкома, Могилевского областного ИРО и Могилевского государственного университета имени А.Кулешова.

Развивая сотрудничество с участниками УНИК непрерывного педагогического образования, сотрудники Координационного центра врамках деятельности RCE Belarus организовали:

совместно с Витебским областным ИРО и участниками Партнерской сети школ устойчивого развития из г. Витебска – тематический семинар «Система образования для устойчивого развития: региональный опыт, партнёрское взаимодействие, определение перспектив» (28-30.01.19), направленный на повышение качества работы учреждений образования через создание инновационной системы управления образованием в интересах устойчивого развития;

совместно с Гродненским областным ИРО – погружение в проблему «Инновационная деятельность субъектов образования как фактор устойчивого развития регионов» участников Международной научно-практическая конференция «Личность. Образование. Общество» (установочный скайп-доклад «Образование в интересах достижения ЦУР как инновационная практика развивающихся субъектов»,  С. Б. Савелова, 29.11.2018), и знакомство с инновационным опытом работы в Гродненской области педагогических коллективов Ресурсных центров по ОУР (консультирование организаторов мастер-классов, проведенных ими 29-30.11.2018г. в г.Гродно).

Эффективным средством включения студентов БГПУ, учащихся и педагогов, работающих в педагогических классах, в проблематику ОУР стала интернет-игра «Один день мира: НАШИ права на развитие в мире Целей устойчивого развития», проведенная Координационным центром 21.09.2018г. Участие в интернет-игре приняли 76 команд (в том числе и студенты ФДО, ФЕ, ФМФ, ФНО, ИП БГПУ). Участниками мастер-класса интернет-игры, который был проведен в БГПУ 20.11.2018г, стали представители команд, присылавших свои отчеты об инициативах, разработанных 21.09.2018 и реализованных ими в своих учреждениях образования и сообществах. проделанных работах по разработанным проектам.

Совместно с Центром развития педагогического образования БГПУ Координационный центр организовал участие студентов БГПУ –  выпускников педагогических классов в международном интернет-проекте «Future Teachers». Его основная идея будущие учителя во взаимодействии со своими зарубежными коллегами (в этом году – из США) обсуждают свое видение современной системы образования, а также изучают возможные способы интеграции и внедрения ОУР и STEAM-технологий в практику своей работы так, чтобы она максимально стала отвечать  интересам учащихся всех культурных, языковых и этнических групп.

Также вопросы интеграции ценностей и ЦУР в профессиональную подготовку и развитие профессиональной компетентности и педагогов, и тренеров неформального образования – основной предмет исследования участников педагогической студии «Приоритеты развития системы непрерывного педагогического образования для достижения ЦУР», работа которой была организована в рамках вышеупоминавшегося Симпозиума (06.12.2018г., ведущие – О. Л. Жук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ, и С. И. Невдах, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника Центра развития педагогического образования БГПУ).

Кроме того, на базе Координационного центра в 2018-2019 учебном году был создан Межуниверситетский клуб друзей ЦУР – это сообщество, объединяющее студентов, разделяющих ценности устойчивого развития и активно действующих в интересах локализации и достижения Целей устойчивого развития. Работа Клуба друзей ЦУР была организована в форматах встреч, мастер-классов, тренингов, дискуссий, организации собственных мероприятий.

 

3. СОДЕЙСТВИЕ РАСШИРЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗО-   ВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОУР

 

На фотографии – Панорама опыта взаимодействия ГУО «Ходосовская средняя школа» и некоммерческого учреждения «Мастерская устойчивых перемен»

 

 

 

При научно-методическом сопровождении Координационного центра в 2018-2019 учебном году учреждениями образования из всех областей страны осуществлялись 2 инновационных проекта: «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся» (23 учреждения образования) и «Внедрение модели формирования социальной успешности учащихся учреждения общего среднего образования» (7 учреждений образования) – приказ Министерства образования «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году» (№615 от 26.07.2018). Наиболее эффективно поддержка их деятельности была оказана в рамках Летней школы «Экодружественность семьи – индикатор эффективности практик ОУР в местном сообществе», которая была проведена совместно с ГУО «Гимназия №4 г. Дзержинска» в рамках проекта Ассоциации «Образование для устойчивого развития» (18–21.06.2018).  Результатом этой работы стало определение условий и индикаторов организации практик ОУР для различных групп населения и местных сообществ в интересах поддержки экодружественного образа жизни семьи.

Представители инновационных проектов составили также основную группу участников Мирового кафе «Организация практик ОУР – ведущий механизм решения задач акселератора ЦУР ”Ориентации на будущие поколения”», работа которого была организована в рамках Симпозиума 06.12.2019 (ведущие – С. Лабода, координатор направления «Организационное развитие» Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии; Е. И. Пометун, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (г. Киев, Украина); А.В. Воронов, заместитель директора по образовательной деятельности филиала «ЭкоТехноПарк “Волма”» – ресурсного центра УО «Республиканский институт профессионального образования»).  Также во время Симпозиума их успешный опыт организации практик ОУР для всех поколений и продвижения ЦУР в местных сообществах и регионах стал предметом рассмотрения международных и национальных экспертов – участников Интерактивной выставки «Образование – Целям устойчивого развития» (07.12.2018г.).

На фотографии – II Международный симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор», БГПУ, 07.12.2018. Команда ресурсного центра по ОУР ГУО «Ясли-сад №45 г. Гродно» на интерактивной выставке «Образование – Целям устойчивого развития» (на фото Кушнирук Л. И., заведующий; Янушкевская Н. И., заместитель заведующего по основной деятельности)

 

Материалы Координационного центра были представлены на стенде БГПУ  на XVIII Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи (17-19.04.2019г.), где также был проведен мастер-класс по использованию методик ОУР в деятельности Научной лавки.

С целью разработки инновационных ОУР-практик, направленных на организацию работы со студентами и школьниками, сотрудниками Координационного центра были организованы:

первый Детский образовательный хакатон «Make yourself – create your own reality» на тему «Виртуальная реальность и ЦУР» (28.08.2018г.). С помощью технологий дополненной реальности участники разрабатывали прототипы социальной рекламы ЦУР для различных групп населения. Работа хакатона доказала: детско-взрослое профессиональное сотрудничество может создавать современные ресурсы продвижения ЦУР в жизнь;

 

На фотографиях – 1) Участники первого Детского образовательного хакатона «Make yourself – create your own reality» на тему «Виртуальная реальность и ЦУР», Республиканский ресурсный центр образовательной робототехники БГПУ, 28.08.2018 

 

 

 

2)  Участники и эксперты Детского образовательного хакатона «Make yourself – create your own reality» на тему «Виртуальная реальность и ЦУР», Республиканский ресурсный центр образовательной робототехники БГПУ, 28.08.2018

 

серия тренингов по развитию компетенций старшеклассников и преподавателей школ в области гуманитарных принципов и ценностей (Е. В. Способ, ГУО «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер» – мастер-класс «Питчинг: инструкция к применению», 26.01.2019; ГУО «Негорельская средняя школа №1» – молодёжный EDUthon «Гуманности можно научиться», 30.04.2019; ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района» – модульный тренинг для учасщихся и педагогов, 16–18.05.2019);

 совместное заседание с участниками Студенческого экологического клуба Международного образовательного центра им. Й.Рау на тему «Инклюзивный подход в достижении ЦУР», на котором прошло обсуждение того, как можно данный подход реализовывать в студенческих инициативах (16.12.2018г.).

 

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА И МЕЖСЕКТОРНОГО СОТРУДНИ- ЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ ПРАКТИК ОУР И РЕГИОНАЛЬ-НЫХ ПРОЦЕССОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В данном направлении основная деятельность Координационного центра строилась в решении задач научно-методического, консультационного и экспертного сопровождения пилотных регионов  международного проекта «Научная лавка – инструмент интеграции практик УР и ОУР»: Березовского района Брестской области и Щучинского района Гродненской области. В рамках этой деятельности были организованы и проведены:

региональный семинар «Образовательный туризм – условие продвижения имиджа района как устойчиво развивающегося региона», цель которого – создание условий по взаимообмену опытом интеграции образовательных практик в стратегии формирования сферы образовательного туризма (10–11.08.2018г., г. Щучин);

методическая школа «Организация образовательно-исследовательского сопровождения процессов реализации районной СУР», цель которой – разработка модели сетевого взаимодействия субъектов образования и устойчивого развития района (09.11.2018г., г. Береза).

Опыт пилотных регионов проекта стал материалом для рассмотрения вопросов активизации инициатив и потенциала местного сообщества в условиях регионального развития, а также условий и ресурсов адресного научно-образовательного сопровождения процессов усиления потенциала устойчивого развития местных сообществ. Эти вопросы стали содержанием обсуждений участниками  Круглого стола «Образовательное сопровождение процессов устойчивого развития в местных сообществах и регионах», работа которого состоялась 06.12.2018г. в рамках Симпозиума (ведущие – С. Тарасюк, директор Международного фонда развития сельских территорий,  кандидат сельскохозяйственных наук, доцент; Г. Веремейчик, глава Представительства Немецкой ассоциации народных университетов DVV-International в Беларуси; Норберт Штейнхауз, немецкий руководитель проекта «Научная лавка…»).

Повышая свою квалификацию в области поддержки социального партнерства и межсекторного сотрудничества, сотрудники Координационного центра стали участниками учебного курса «Мониторинг, оценка и доработка местных стратегий УР в Беларуси», организованного в рамках 8-го этапа Программы поддержки Беларуси (ППБ) Федерального правительства Германии.  Участники курса прошли соответствующее международным стандартам обучение для последующей работы в качестве консультантов по имплементации ЦУР в местные и региональные стратегии устойчивого развития.

 

 

 

На фотографии – Встреча участников Международного медиафестиваля «Голоса молодых за устойчивое развитие–2019», БГПУ, 26.04.19

 

 

В работу по обеспечению образовательной поддержки этих процессов включились также и участники Межуниверситетского клуба друзей ЦУР: ими была разработана и 22.03.2019  проведена интернет-игра «НАША Беларусь: Цели устойчивого развития – 2». Участие в игре приняли 35 команд из учреждений образования разного типа, которым была оказана образовательно-информационная поддержка по разработке молодежных медиапроектов, выступающих средством «перевода» сложные понятий устойчивого развития и ЦУР на язык, понятный различным людям из их повседневного окружения. Участники интернет-игры воплотили свои идеи в рамках тематических номинаций: «Расскажи о ЦУР», «Климат меняется. А ты?», «Мы – агенты устойчивых перемен в местных сообществах», «Инклюзия и партисипация–секреты достижения ЦУР». Именно их работы и стали участниками Международного медиафестиваля «Голоса молодых за устойчивое развитие–2019», заключительная встреча которых состоялась в БГПУ 26.04.2019.

 

 

На фотографии – Экспертное обсуждение молодежного медиапроекта в номинации «Климат меняется. А ты?» на Международном медиафестивале «Голоса молодых за устойчивое развитие–2019», БГПУ, 26.04.19

 

 

 

 

 

 

5. ИНТЕГРАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК ОУР В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Основным ресурсом решения актуальных задач этого направления является организация деятельности международных совместных проектов. Для Координационного центра основным в 2018-2019 учебном году стал упоминавшийся выше проект «Научная лавка как инструмент интеграции образовательных практик в региональные процессы устойчивого развития». Наиболее полно деятельность этого проекта была представлена в рамках итоговой конференции по завершению 8-го этапа ППБ на «Преодолевая границы: партнерство для будущего (2016-2019)», которая состоялась с ММОЦ имени Й.Рау 20-21.03.2019г. В рамках данной конференции сотрудниками Координационного центра вместе с партнерами был проведен мастер-класс «Научная лавка как инструмент интеграции образовательных и региональных процессов устойчивого развития». Включая участников в активное взаимодействие, во время работы мастер-класса удалось раскрыть сущность идеи и методологии научной лавки, а также предъявить разработанную проектом модель организации ее деятельности и в Беларуси и эффекты, полученные в проекте от ее реализации в пилотных регионах проекта. Отвечая на более чем серьезные и проблематизирующие вопросы немецких и белорусских участников, в  рефлексивном пространстве мастер-класса удалось предъявить возможности для решения этих задач, разрабатываемые в БГПУ. Мастер-класс проекта был признан лучшим на итоговой конференции 8-го этапа.

В деятельность Координационного центра удалось также интегрировать знание и опыт, полученные Е. В. Способ во время обучения в  международной магистерской программы MAS по педагогическим подходам к образованию, ориентированному на гуманитарные ценности и принципы «Трансформация образования на основе гуманитарных ценностей и принципов», организованной Институтом международного сотрудничества по вопросам образования (IZB) Педагогического университета кантона Цуг, (г.Цуг, Швейцарская Конфедерация) совместно с Международной федерацией Красного креста и Красного полумесяца. Во время Симпозиума 07.12.2018г. был организован мастер-класс этой программы на тему «Трансформация образования на основе гуманитарных ценностей и принципов» (ведущие – Эвелин Штайнгер, директор Института международного сотрудничества по вопросам образования (IZB) Педагогического университета кантона Цуг, и Е.В.Способ, методист Координационного центра).

 

На фотографии – старт мастер-класса «Трансформация образования на основе гуманитарных ценностей и принципов» международной магистерской программы MAS (на переднем плане ведущие – Эвелин Штайнгер, директор Института международного сотрудничества по вопросам образования (IZB) Педагогического университета кантона Цуг, и Е.В.Способ, методист Координационного центра)

 

12–13.12.2018 г. Координационный центр представил опыт совместной работы БГПУ и Ассоциации «Образование в интересах устойчивого развития» в рамках RCE Belarus во время заседания выездного бюро Научного совета по проблемам экологического образования (Российская академия образования), кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем (МГУ им. М.В.Ломоносова), сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» (МГУ им. М.В.Ломоносова) и совместной сессии Общественного совета базовой организации государств-членов СНГ по экологическому образованию (МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ).

22.05.2019г. Координационный центр организовал в БГПУ межуниверситетскую онлайн-конференцию «Co-creation&Climate Action: как мы можем содействовать адаптации к изменению климата и смягчению его последствий», в которой выступили спикеры и эксперты проекта в области ответственных исследований и инноваций из университетов Барселоны и Познани, а также из общественных экологических организаций Бонна, Белграда, Минска и Парижа.

Обеспечивая открытый доступ к материалам в области ОУР, Координационный центр ведет работу по:

формированию, расширению и поддержке раздела по ОУР в репозитории БГПУ (в частности, в этом году в указанном разделе репозитория опубликованы 64 материала, среди которых «Проектная модель организации деятельности научной лавки в Беларуси», «Модель организации инновационной практики образования в интересах устойчивого развития: Части I, II.», «Устойчивое развитие: цели, ценности, образование», «Образование в мире устойчивого развития: задачи и вызовы педагогике детства», «Цели устойчивого развития в молодежных медиапроектах. Медиафестиваль-2019» и др.);

подготовке и изданию научно-методических материалов (например, в дополнение к сборнику материалов II Международного симпозиума «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор» в этом году был издан сборник материалов Декады ОУР «Глобальные цели благополучия каждого»);

созданию совместно с ЦРИТ на YouTube-канале БГПУ плейлиста «Образование в интересах устойчивого развития», в который уже добавлено 15 видео и некоторые из них уже имеют более 100 просмотров;

оперативному обновлению сайта Координационного центра[3] на портале БГПУ.

В целом в 2018-2019 учебном году деятельность Координационного центра была направлена на интеграцию методологии ОУР в процессы устойчивого развития, а также ценностей и Целей устойчивого развития в образовательную политику (национальный уровень влияния),  более глубокое знакомство с этой методологией педагогической общественности (университетский уровень деятельности), активное продвижение инновационных практик ОУР в деятельность учреждений образования различного типа, местных сообществ и регионов (региональный уровень взаимодействия), разработку методик ОУР во взаимодействии с различными субъектами образования и устойчивого развития (локальный уровень деятельности) – рисунок 2.

   

Рисунок 2 – Направленность мероприятий Координационного центра в 2018-2019 учебном году

 


[1] Если не «срабатывает» гиперссылка, прямая ссылка на сайт Симпозиума https://ccesd2018.wixsite.com/simposiym

[3] https://esdcc.bspu.by/