Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 119, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 311-20-92;

e-mail: cc_esd@bspu.by

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

События

ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ СПИКЕРОВ по материалам исследовательского MEET-UP «STEAM-ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСТВА»

2019-04-22

Открывая работу Исследовательского meet-up’a, представители организаторов сказали:

          

Альбина Леонидовна Давидович — заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования  начальник отдела дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь: — "В дошкольном возрасте знакомство с образованием необходимо производить через призму эко-воспитания. Опыт такой работы есть, к примеру, в экспериментальных проектах «Рациональное использование ресурсов», «Радиоэкологические исследования для дошкольников», конкурсах для детей дошкольного возраста по тематике исследовательско-туристических целей. При этом важнейшим приоритетом современной системы образования в целом и в дошкольных учреждениях в частности является инклюзия детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в полноценный воспитательный и образовательный процесс."

Ольга Николаевна Анцыпирович — декан факультета дошкольного образования, кандидат педагогических наук, доцент: — "В данное время существует множество инновационных практик и проектов, которые помогают подготовить современного педагога к действительной ситуации постоянных перемен и многозадачности, с которой ему придется столкнуться при реальной работе в воспитательном и образовательном процессе. Именно это необходимо обеспечить для подготовки будущих педагогов системы дошкольного образования." 

Наталья Владимировна Жданович — декан факультета начального образования, кандидат филологических наук, доцент: — "Во главе системы образования должны стоять потребности и приоритеты детей, у которых понимание мира строится на его целостности и неделимости. И под такое видение образование должно подстраиваться. Сейчас важно осмысление и переосмысление педагогических возможностей и условий образований в Республике Беларусь, создание нового образа, где совместная деятельность будет ключом к исследовательским проектам. Студентов необходимо учить тому, что подготовит их к реальной, не абстрактной жизни в профессии."

Анатолий Владимирович Муравьев — исполнительный директор Ассоциации «Образование для устойчивого развития», директор ГУО «Гимназия №19 г. Минска»: — "Образование  ведущий механизм достижения Целей устойчивого развития. Опыт образовательных практик ОУР распространяется на множество сфер деятельности: бизнес, общественные структуры, образование и, в том числе, ресурсные центры. С этой позиции, наверное, стоит подумать, что в слово «STEAM» необходимо добавить букву «R»: во-первых, это символизирует приобретение навыков в письме и чтении (функциональной грамотности), а во-вторых, напоминает о «research»  обеспечении исследований на всех уровнях образования."

Александр Валентинович Хомич — директор Ассоциации «Образование для будущего»: — "Рад, что формат нашей встречи Meet-up: способ неформального общения для передачи и получения важнейших знаний как специалистами, так и студентами, которые выступают преемственниками опыта. А применительно к понятию «STEAM» в педагогике детства ключевым акцентом выступает буква «А»: именно понятие «Арт» проходит красной нитью через весь детский возраст каждого из нас."

Таня Бальдрайх — руководительница проектов в институте имени Гёте: — "Для успешного движения к межкультурной коммуникации необходимо соединение STEAM-похода и классического образования. Это осуществляется через продвижение современных и нарративных методов, межпредметной коммуникация и межкультурного развития всех субъектов образовательного процесса."

Содержательные контексты в своих выступлениях ввели модераторы встречи:

София Савелова, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, представившая свои идеи по теме "Образование в мире устойчивого развития: задачи и вызовы педагогике детства"    и                           

— Алена Мельченко, исследователь и эксперт Ассоциации «Образование для будущего», которая совместно с Водолажской Т., Король Д. и Коваленок Т. провела STEM-исследование и представила его результаты в виде презентации "STEM-подход в образовании: идеи, методы, практики и перспективы". 

 

После согласования видения совместной работы, содержания и методов онлайн соорганизации исследовательской деятельности спикеры meet-up’a познакомили его участников с опытом, имеющемся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования:

"В контексте включения всех людей в процессы устойчивого развития необходимо усиливать роль естественнонаучного знания в образовании. Доступным методом для этого могут стать предметные недели, в проведение которых включаются учащиеся начальной школы. С помощью активных форм работы, наглядности и получения собственного опыта дети при поддержке старшеклассников и педагогов проявляют инициативность в познании и получении новой информации посредствам включенности и погружения в предметное знание (например, химии)" – из выступления Александра Личика, директора ГУО «Гимназия № 2 Волковыска» на тему «Устойчивое развитие начинается с "НАЧАЛА": естественно-научное знание детям».

"Базой экодружественного поведения человека являются две основные способности: СПОСОБНОСТЬ К ПОНИМАНИЮ и СПОСОБНОСТЬ К НЕПРЕРЫВНОМУ МЫШЛЕНИЮ. И если в дошкольном возрасте человека на уровне привычных моделей и образов действия закладываются стереотипы его мышления и понимания, то важно создавать условия для понимания и применения экодружественного поведения как через бытовые поступки, так и через инициативы и проекты местного и глобального значения", — из выступления Марии Давидюк и Светланы Шилко, участниц СНИЛ ФДО БГПУ на тему «Образовательные практики в интересах устойчивого развития в учреждениях дошкольного образования».

"Организации работы «зеленого» учреждения дошкольного образования должна достигаться посредствам комплексного преобразования учебного, коммуникативного и экономического процессов. При этом, чтобы максимально увеличить положительное воздействие, необходимо взаимодействовать как с детьми, так и с родителями. И это является основой дидактических основ организации деятельности республиканского ресурсного центра по «зелёным школам» ГУО «Ясли-сад №137 г. Минска», созданного в рамках проекта «Экомониторинг», финансируемого Европейским Союзом и исполняемого ПРООН",  из выступления Ирины Кузиной, заместителя заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №137 г.Минска» на тему «Дидактические основы организации деятельности республиканского ресурсного центра по «зелёным школам» ГУО «Ясли-сад № 137 г. Минска».

"Двигателем реализации человеком доктрины «образование длиною в жизнь» является его образовательный запрос. Для этого в учебном процессе необходимо помочь учащимся корректно сформулировать актуальные вопросы, позволяющие увидеть свои познавательные нужды, потребности, мотивы, на основе которых суметь сформировать возрастающие запросы на образовательные услуги. При этом с детского возраста можно сформировать у ребенка увлеченность и сопричастность к актуальным вопросам собственной и общественной жизни, которые станут объектами изучения в исследовательской деятельности во взаимодействии дошкольного учреждения образования и школы",  из выступления команды в составе: Аллы Ровбутьзаместителя директора,

Елены Герасимчук, учителя начальных классов ГУО«Гимназия №1, г. Лида», и Ирины Шут, заместителя заведующего по основной деятельности ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №1, г. Лида» на тему «Становление интереса к исследовательской деятель- ности у учащихся I ступени общего среднего образования как фактор формирования базы их социальной успешности». 

"Техническое творчество является неотъемлемой частью STEAM-подхода. Оно направлено на создание конкретного продукта деятельности, который ребенок сам конструирует и продумывает, обращаясь за помощью к взрослым лишь для корректировки. Основной акцент в данном методе делается на использование для конструирования не только специальных конструкторов, но и того, что есть как бы есть под рукой — окружает ребенка в его привычной жизни", — из выступления Елены Сорочинской и Анастасии Алай, педагогов ГУО «Учебно-педагогический комплекс ясли сад-средняя школа № 24 г. Борисова» на тему «STEAM-подход в развитии навыков технического творчества у детей дошкольного возраста». 

"Нельзя не сказать о том, что в STEAM-подходе учитель учится вместе с ребенком. И происходит это с увлечением и энтузиазмом для обоих субъектов образовательного процесса. Это меняет условия организации образовательного процесса. Так, во внутренней среде учреждения образования появляются STEAM-субботы (робототехника, scratch, 3-моделирование), а внешняя среда «прирастает» участием педагогов в различных meet-up’aх, IT-каникулах и семинарах-практикумах",  из выступления Ивана Якименко и Ирины Митрофаненковой, учителей ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района» на тему «STEAM-образование в начальной школе сельской гимназии».

  

"Благодаря своей трехмерности, наглядности и полифункциональности ЛЕГО-технологии становятся прекрасным и действенным инструментом, помогающим развивать у дошкольников воображение, понятийное мышление и проектный склад ума",  из выступления Светланы Сташкевич, заведующей ГУО «Ясли-сад № 43 г. Солигорска» на тему «Использование ЛЕГО-технологий в образовании детей дошкольного возраста».

"Реальность повседневной жизни ребенка  замечательный объект для начала исследования, позволяющего не только изучит окружающий мир, освоить исследовательский опыт, но и фактически повлиять на усиление семейного бюджета и его рентабельности. При грамотном сопровождении учителя начальных классов ребенок в семье де факто становится управляющим ресурсами",  из совместного выступления Елены Мартысевич, учителя начальных классов и Матвея Лютыча, учащегося 4 класса ГУО «Здитовская средняя школа» на тему «Организация практико-ориентированных исследований в начальной школе (на примере исследования «Корова на дворе  молоко на столе»)».

         

"Когда природные явления и их проявление в повседневной жизни выступают объектами исследований, это даже первоклассникам позволяет становиться и изыскателями и экскурсоводами в созданном своими руками музее-лаборатории  объяснять взрослым, почему происходят те или иные явления (например  дождь)",  из выступления Ольги Сасиной, учителя ГУО «Гимназия № 19 г. Минска на тему «Детский центр «Гелиос» как средство формирования метапредметных компетенций».

"Архитектура и организован-ная окружающая среда в сознании ребенка задает определенные стили и форматы восприятия мира, векторы и направления мышления. Экодружественная окружающая среда во многом базируется на принципах межкультурного взаимодей-ствия, коммуникации идей и текстов, обмене опытом",  из выступления Татьяны Гороховой, учителя немецкого языка ГУО «Гимназия г. Щучина» и общественного эколога на тему «Цветы и цвета: междисциплинарный подход в реализации проекта ”Сад Гёте”».

"Эдьютейнмент — это обучение в формате развлечений, когда педагоги выступают «старшими» друзьями для детей. Оно определяется понятиями STEAM-подхода в ситуации дополнительного образования, где учащиеся не подвержены страху зависимости от отметок учителя",  из выступления Елены Шумак и Татьяны Пархомчук, учителей ГУО «Гимназия № 2 г. Пинска» на тему «Эдьютейнмент: обучение в увлеченном сообществе (О работе Клуба юных первооткрывателей)».

 

"Созданный в учреждении дошкольного образования ресурсный центр энергоэффективности в быту позволяет детям не только познавать окружающую действительность, но и становится людьми, способными в бытовых действиях объяснять всем важность экологических привычек. Школа развития экономической культуры для всей семьи, где педагогами для родителей выступают их дети  неоценимый ресурс поддержки энергоэффективной образовательной среды и учреждения образования, и семьи",  из выступления Людмилы Кушнирук, заведующей, и Натальи Янушевской, заместителя заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 45 Гродно» на тему «Создание педагогических условий для формирования представлений и навыков энергоэффективного образа жизни у детей дошкольного возраста».

"Придумывание своих историй, экологических сказок и создание к ним кукол  важнейшие инструменты развития творческого мышления учащихся начальной школы. Придумывание главных героев, их историй и сопутствующих персонажей позволяет через них сделать видимыми экологические идеи и для взрослых и для детей. В гимназии кукольный театр является инструментом эффективного взаимодействия с детскими садами, где главным фактором успешной работы является желание учащихся быть значимыми",  из выступления Любови Волковой и Ольги Павловец, учителей УО «Костюковичская районная государственная гимназия» на тему «Кукольный театр как механизм развития экодружественности детей».

"Методика CLIL базируется на использовании иностранного языка в организации деятельности. В совместных проектах с партнерами, не говорящими на русском, иностранный язык становится средством осуществления и организации совместной деятельности. А в деятельности учреждения образования обучение происходит через обсуждение содержания жизни ребенка, сотрудничество и междисциплинарное взаимодействие (интернет-проекты выступают перспективой для развития международного сообщества. К примеру, проекты образовательной сети iEARN  International Education and Resource Network, www.iearn.org)", – из выступления (и комментария к нему) Елены Хаменя, педагога ГУО «СШ № 28 г. Гродно» на тему «Применение методики CLIL в школе».

"Человек, природа и техника  три составляющих интерактивного образования младших школьников, при котором детское любопытство развивается и получает ответы на свои вопросы. Один из вариантов создания площадки является немецкий детский онлайн-университет (KINDERUNI)  это бесплатный образовательный проект Гёте-Института для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Он помогает растущему человеку находить ответы на вопросы о явлениях окружающего мира и параллельно, в игровой форме, знакомит их с немецким языком",  из выступления Ирины Поповой, учителя ГУО «СШ № 2 г. Борисова» на тему «В 8 лет в университет. Почему бы и нет?».

Подарком для участников Исследовательского meet-up’a «STEAM-подход в педагогике детства» от Института Гете в Минске стало выступление Норы Перзеке, координатора программы Calliope mini: Calliope mini — это мини-компьютер, который можно использовать для обучения программированию. Работать с ним настолько легко, что дети, учителя и родители могут писать программы без каких-либо предварительных знаний — и с большим удовольствием. Всего в несколько кликов вы сможете создавать собственные программы для микропроцессора, подключенного к вашему компьютеру — от простейшего мерцания лампочки до автономных роботов и беспроводной связи между двумя мини-компьютерами.

Янкович Мария, автор статьи «STEAM для самых маленькіх» (Настаўніцкая газета, г. Минск) также изложила в своем кратком эссе свои интересные выводы и впечатления — «…Учителя, которые реализуют интересные и нестандартные проекты в области STEAM-образования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, поделились своим опытом работы. Педагоги, преподаватели, студенты попытались осмыслить состояние STEAM-образования в Беларуси и выделить общие условия и тенденции ее развития. Во время митапа около 15 команд, педагогов из разных городов Беларуси презентовали свои проекты, которые помогают воспитывать настоящих ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ НАУКУ И ИНТЕРЕСУЮТСЯ ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, УМЕЮТ КРИТИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНО НАХОДИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ...».