Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 233, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 327-63-72; +375 (17) 327-87-50

e-mail: cc_esd@bspu.by

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                     

                    

 

 

 

События

Устойчивый регион – сильная страна

2018-04-18

13 и 14 апреля в Здитовской средней школе Березовского района в рамках проекта «Научная лавка как инструмент интеграции образовательных практик в региональные процессы устойчивого развития» состоялся семинар-практикум «ОБРАЗОВАНИЕ – ВЕДУЩИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ». Цель семинара-практикума - содействие созданию районной сети образовательной поддержки процессов реализации Стратегии устойчивого развития и паспорта ТОР Березовского района.

Участники семинара-практикума - представители местных сообществ Березовского района (Стригинский, Споровский, Здитовский, Сигневичский, Песковский, Междулесский с/с), а также представители системы образования, общественных организаций, местных органов власти Березовского района. Модераторами работы стали эксперты Ассоциации «Образование для устойчивого развития», сотрудники Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, участники проектов Ресурсного центра комплексной поддержки практик ОУР сельских территорий ГУО «Здитовская средняя школа» Березовского района, представитель Программы Поддержки Беларуси.

Открыл семинар директор Здитовской средней школы Березовского района Виталий Павлович Жукович. Семинар – это продолжение деятельности, начатой на Талаке по реализации СУР района. Он пояснил, что в рамках семинара у участников будет возможность продумать проектные заявки, которые будут сочетаться с СУР и найти партнёров из других соседних территорий. «Уникальность мероприятия состоит в том, что здесь нет никого из других регионов, только Березовский район. Мы собрались, в первую очередь  для того, чтобы обменяться опытом, а также, чтобы обсудить и составить полноценную программу взаимодействия».

         

Татьяна Петровна Бренько, начальник отдела образования, спорта и туризма Березовского района отметила в своем приветствии, что практика школы стала примерном для области и республики. «Необходимо признать Здитовскую среднюю школу ресурсным центром комплексной поддержки практик ОУР на государственном уровне. Творчество коллектива, поддержка экспертов дала школе импульс к развитию, а следственно и развитию региона. Мне это важно как руководителю. Мы в районе понимаем, что без образования не будет устойчивого развития. А если это еще и «подпитано» наукой, мы сможем идти верным путем. Важно, чтобы наши деревни устойчиво развивались, и в них была достойная жизнь и благосостояние, а также был организован образовательный процесс со всем населением. Ключевая фигура устойчивого развития – это человек. Мы должны постоянно учиться и подкреплять свои знания, а также подключать местные сообщества. Научная лавка должна нам помочь в реализации идей УР. Для хорошего педагога – это большие знания и большое сердце», - подытожила Татьяна Бренько.

Эту же позицию поддержал Александр Васильевич Мартысевич, председатель Споровского сельисполкома, также подчеркнул важность работы школы в регионе: «Мы гордимся, что на территории нашего сельсовета находится такая школа. Пчеловодство, садоводство, велосипеды – все, чем занимаются здесь учащиеся, чрезвычайно важно для развития деревни».

          

О возможностях для поддержки региона и о работе Программы поддержки Беларуси рассказала Александра Викторовна Курилович, координатор Программы поддержки Беларуси по Брестской области. «Мы сфокусированы на трех компонентах: устойчивое развитие, социальная сфера и организационное развитие. Важность устойчивого развития принята на государственном уровне: назначен Национальный координатор Марианна Щеткина, у нас на слуху все 17 Целей устойчивого развития. Это потенциал для развития дальнейших активностей. Если говорить о Бресткой области, то больше, чем в Здитово, такого нет нигде. Вы набрали определенный темп. Будем развивать проекты и создавать наработки.

София Борисовна Савелова, начальник координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ им. Максима Танка, эксперт Ассоциации «Образование для устойчивого развития» отметила, что работа Березовского района очень значима для страны и настроила участников на совместную работу. «Почему для нас важна Здитовская школа? Она является одним из первых учредителей Ассоциации «Образования для устойчивого развития». Как показывают результаты, это организация, активно решающая государственные проблемы. Устойчивые изменения всегда происходят по инициативе творческих людей. Проект «Научная лавка» играет важную роль в улучшении жизни местных сообществ. Устойчивое развитие – не случайное явление, так как оно меняет восприятие людей и их отношение к жизни. Мы говорим про критерии качества в изменении интересов – внукоприемлемость. Стоит нам делать этот шаг или нет? Отсюда появилась идея укоренения в Беларуси практики Научных лавок и их кластерная модель. Здитовская школа начинает свою работу именно как Научная лавка. На талаке жители изучили стратегию УР Березовского района и определили образ желаемого будущего – место комфортного проживания и самореализации людей.

          

После приветственных слов, участники разделились на группы для интерактивного знакомства,  в результате чего появилась критериальная матрица:

  • Красный – ресурсы человеческие и материальные,
  • Зеленый – органическое земледелие,
  • Голубой – сотрудничество,
  • Желтый – деятельная инициатива.

Участники также смогли изучить практики Здитовской средней школы и ее исследовательскую и проектную деятельность. Девиз учреждения образования – «Школа + деревня = вместе к устойчивому развитию». Также для региона важно достичь «образа желаемого будущего» к 2030 году. Для местных жителей Споровский сельсовет должен стать демографически устойчиво положительный, обучающийся, инновационный регион, основывающийся на принципах устойчивого развития, и в соответствии с Глобальными целями устойчивого развития.

Учащиеся Здитовской средней школы рассказали присутствующим об их достижениях в области пчеловодства, ремонта велосипедов и садоводства. Также ученики провели экскурсию по территории школы: показали теплицы и метеостанцию. Замечательным примером настоящего исследования стал доклад учащегося 4 класса Здитовской средней школы Лютыча Матвея. Исследование доказывает гипотезу о том, что если семья имеет в подсобном хозяйстве корову, это приносит дополнительный доход в семейный бюджет.

Своими достижениями поделились коллеги по проекту Научная лавка из гимназии города Щучина. Ольга Гудень рассказала про молодежный исследовательский лагерь устойчивых перемен как механизм организации научно- образовательного сопровождения процессов устойчивого развития в Щучинском районе. Суть лагеря – проведение коллективных практикоориентированных исследований, объединяющих в себе группу учащихся, работающих над определенной темой, педагога – руководителя детской группы и по возможности научного консультанта – представителя ВУЗа. Практический выход – апробированные методики проведения тематических исследований под руководством научных консультантов. В лагере работали три лаборатории – экономическая, культурно-историческая и экологическая.

               

Виктор Стефанович Кулик, напомнил участникам о результатах, к которым местные жители пришли на Талаке «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА». Ее целью было Определение условий содействия включению жителей Березовского района в процессы улучшения качества жизни местных сообществ через реализацию районной Стратегии устойчивого развития. На Талаке были выявлены проблемы включения местного сообщества и самой стратегии УР региона. Включение жителей в процессы улучшения качества жизни – ключевой механизм успешной реализации Стратегии устойчивого развития района.

В рамках дискуссии участники обсудили, как они представляют бренд региона – долина Ясельды, который был придуман на Талаке в ноябре 2017 года. Если рассматривать «Долину Ясельды» как регион экологического предпринимательства, то школы могут выступать как инициаторы местного центра инициатив, который будет помогать населению готовить проектные заявки. В рамках обсуждения участники разделились на группы с разными тематическими направлениями: информированность населения, развития взаимодействия, туристический кластер, мифологизация, клуб живого общения, разработка дорожной карты.

После дискуссии группы представили свои наработки:

Группа 1 – органическое земледелие:

  • Найти единомышленников среди местного населения, которые поддержат и подскажут;
  • Мониторинг семейных угодий;
  • Изучает спрос и поддерживает процессы трансформации потребительского поведения, работа с понятием «здоровье».

Группа 2 – информационно-образоваетельное сопровождение:

  • Информирование сообщества и интерактивность;
  • Обучение групп информационного сопровождения (кружок журналистики, смм, веб-дизайн);
  • Обучение активного местного сообщества (потребителей);
  • Производство информации.

Группа 3 – Спорово:

  • Создание зоны отдыха на Споровском озере. Долина реки Ясельды;
  • Опрос местного населения, изучение природных особенностей;
  • Экологическая экспертиза (с учениками);
  • Традиции и ремесла Спорово.

Группа 4 – мифологизация:

  • Изучение легенд и сказок, а также исторических фактов. Как результат – исследовательская работа;
  • Выделение наиболее интересных документов для бренда;
  • Адаптация;
  • Визуальный образ;
  • Распространение.

Группа 5 – вторичная занятость населения (досуг, приносящий доход):

Создание группы заинтересованных людей для предоставления консультативной помощи (налоги, маркетинг, разработка идей). Сетевое взаимодействие. Проведение консультаций.

Группа 6 – экологическое предпринимательство:

  • Формирование бренда «Здитовский фальварок»;
  • Адаптация к изменению климата;
  • IT-предпринимательство;
  • Органическое земледелие.

В результате семинара-практикума «ОБРАЗОВАНИЕ – ВЕДУЩИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»:

  • Определены и согласованы с участниками приоритетные направления и возможные ресурсы включения жителей Березовского района в процессы реализации Стратегии устойчивого развития;
  • Согласованы тематические поля и программа сетевого взаимодействия микрорегионов развития по обеспечению образовательной поддержки процессов реализации Стратегии устойчивого развития и паспорта ТОР Березовского района;
  • Разработаны проектные идеи для укрепления потенциала микрорегионов развития и их последующего участия в конкурсе местных инициатив проекта заказника Споровский;
  • Сформирован пакет образовательных запросов участников в контексте реализации Стратегии устойчивого развития и паспорта ТОР Березовского района.