Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 233, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 327-63-72; +375 (17) 327-87-50

e-mail: cc_esd@bspu.by

Семинар-практикум «Обеспечение адресного научно-образовательного сопровождения процессов регионального устойчиво развития»: новый этап развития сотрудничества БГПУ и регионов

2018-10-15

Семинар-практикум – плановое мероприятие белорусско-немецкого проекта «Научная лавка как инструмент интеграции образовательных практик в региональные процессы устойчивого развития», который реализуют совместно БГПУ им. Максима Танка, Ассоциация «Образование для устойчивого развития» (Республика Беларусь) и некоммерческая организация Wissenschaftsladen Bonn e.V. (Федеративная Республика Германия). Его цель - определение условий и разработка инструментов, необходимых для организации деятельности научной лавки в Беларуси как механизма обеспечения адресного научно-образовательного сопровождения процессов регионального устойчиво развития. Представители ректората и профессорско-преподавательского состава БГПУ, пилотных регионов проекта и членов Ассоциации «Образование для устойчивого развития» углубились в методику и международный опыт работы научных лавок, а также поразмышляли о ресурсах, необходимых для передачи знаний в местные сообщества и организации научно-практических исследований с участием местных жителей.

 Первую часть работы семинара-практикума «Деятельность научной лавки – актуальный ресурс подготовки современных педагогов и специалистов» торжественно открыл Зеленкевич Валерий Михайлович, проректор БГПУВ своем вступительном докладе он, подчеркнув важность завершения данного этапа проекта для БГПУ, объяснил, что проект решает две задачи: содействие развитию деятельности в местных сообществах и  регионах ресурсных центров по образованию в интересах устойчивого развития, а также создание на базе БГПУ структуры, которая будет курировать это процесс, способствуя его научно-исследовательско-экспертной поддержке. «Для Республики Беларусь этот проект – инновационная практика, направленная на внедрение методологии научных лавок в процессы интеграции образования и регионального устойчивого развития, в том числе – адаптацию  европейского опыта организации их деятельности как посреднической структуры между развивающимися наукой, знанием и образовательными запросами местных сообществ и организаций. Одна из ключевых задач для БГПУ здесь – содействие освоению педагогами знаний, позволяющих включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые ими предметы» - отметил важность совместной работы Валерий Михайлович.

Сергей Лабода, представитель Программы поддержки Беларуси (ППБ) Федерального правительства Германии, отметил важность реализации проекта для регионального устойчивого развития и сотрудничества ППБ с Ассоциацией «Образование для устойчивого развития». А также он отдельно подчеркнул прогрессивность совместных действий БГПУ и Ассоциации в реализации проекта  «Научные лавки как инструмент интеграции образовательных практик в региональные процессы устойчивого развития».

Анатолий Владимирович Муравьевисполнительный директор Ассоциации «Образование в интересах устойчивого развития», погрузил участников в проблемное поле проекта и обозначил, что «сегодняшний семинар – логическое продолжение майской встречи в этой аудитории. Формирование методик по организации взаимодействия координирующей структуры, создаваемой на базе университета, и региональных ресурсных центров, запланировано как результат работы этого семинара. Это в полной мере будет содействовать достижению второй цели проекта – созданию на базе БГПУ имени Максима Танка научной лавки как центра адресной экспертной поддержки интеграции образовательных практик в процессы регионального устойчивого развития».

Описывая работу проекта, он отметил, что линии его развития  в пилотных регионах определялись в соответствии с выработанными там стратегиями по реализации разработанной проектной модели организации деятельности научной лавки в Беларуси. В Березовском районе происходило определение механизмов формирования системы образовательного сопровождения процессов реализации региональной Стратегии устойчивого развития (СУР). В Щучинском – формирование районной системы образовательного сопровождения процессов включения жителей в региональное устойчивое развитие (в перспективе – с разработкой районной СУР). БГПУ обеспечивал разработку и реализацию ряда проектов, направленных на адаптацию международного опыта организации практик в области УР и ОУР.

Вторую часть семинара «Научная лавка – инструмент интеграции практик образования и устойчивого развития» открыл Норберт Штайнхауз, эксперт Департамента ЕС «Исследования и инновации» по вопросам организации деятельности научных лавок на основе методологии «ответственные исследования и инновации»Благодаря этому, участники глубже познакомились с международным опытом развития качества образования посредством сотрудничества университетов с сообществом научных лавок. Господин Штайнхаўз подчеркнул: «Ассоциация «Образование для устойчивого развития» вместе с БГПУ много чего достигли за годы совместной работы. Я знаю, что по всему миру работают Научные лавки различных типов. В основном они все имеют достаточно ярко выраженный отраслевой характер. Например, есть Научные лавки в университетах, в бизнес компаниях, в других организациях, но Белорусская научная лавка – первая, которая сосредоточила свои усилия на сфере образования и использовании педагогического знания для работы в местных сообществах. При этом разработанная в проекте белорусская кластерная модель распределенно организованной работы участников сетевого сообщества научной лавки – уникальный продукт, который я с гордостью буду представлять коллегам».

София Борисовна Савелова, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» представила методологию работы научных лавок и возможности их влияния на местные и региональные процессы устойчивого развития. Она отметила, что устойчивое развитие – всеобъемлющий системный процесс социально-ориентированных изменений, который обеспечивает лучшее качество жизни нынешних поколений, защищает право будущих поколений на достойный уровень жизни и является «общепризнанным способом улучшения качества жизни каждого человека как условием и возможностью достижения социального процветания. С этой точки зрения важной в Беларуси оказывается работа сетевого сообщества научной лавки, так как она – посредник между людьми, которые сталкиваются с новыми вызовами, и научным сообществом, которое может помочь жителям подойти к выявлению и разрешению проблем конкретного региона с точки зрения исследовательской практики и научного знания.  Развивая эту мысль, свой путь и опыт реализации методологии научно лавки в пилотных регионах проекта представили  Татьяна Сергеевна Ажажа, заместитель директора ГУО «Здитовская средняя школа» Березовского района – Ресурсного центра комплексной поддержки практик ОУР сельских территорий, и Ольга Александровна Гудень, заместитель  директора ГУО «Гимназия г.Щучина» -- Гродненского областного ресурсного центра поддержки ОУР и ШМП-21 (школьных местных повесток – 21).  Совместно они предъявили ряд ситуаций и событий, которые могли бы стать (а порой – и стали) реальными запросами к организации деятельности научной лавки.

Координатором взаимодействия со структурами БГПУ выступает официальный представитель университета в Ассоциации «Образование для устойчивого развития» Наталья Владимировна Науменко, декан факультета естествознания. «Запрос от местных сообществ может быть создан на основе любых вопросов, связанных с обеспечением устойчивости процессов регионального развития. Координирующая структура Научной лавки в педагогическом университете будет содействовать экспертному сопровождению, необходимому для разрешения различными участниками процессов устойчивого развития проблем любого характера», - сказала Наталья Владимировна.

В рамках семинара была организована групповая работа по разработке методик и вопросов, связанных с обеспечением структурами, специалистами и студентами БГПУ реализации запросов местных сообществ и партнерских организаций. Предметом для обсуждения группами, включающими представителей ресурсных центров по ОУР и сотрудников БГПУ стали наиболее интересные для них проблемные ситуации, в разрешении которых они могли быть заинтересованы совместно. Представленные наработки групп у участников семинара-практикума вызвали большой интерес и много вопросов.

Наталья Станиславовна Сологуб, заместитель начальника Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» и координатор сетевого взаимодействия новой структуры Научной лавки, отвечая на часть этих вопросов представила педагогической общественности новую координирующую структуру, созданную на базе БГПУ. Она будет проводить поиск требуемых экспертов, которым представит проработанную с помощью этой структуры и сформулированную проблему.  Важной задачей такой структуры, координирующей сетевое взаимодействие, является создание базы экспертов. «Создавая координирующую структуру в БГПУ, мы хотим не усложнить, а упростить процесс подачи заявки в Научную лавку. Отдельно хочу подчеркнуть, что все, кто согласился участвовать в процессе обработки и оформления заявок, а также в поиске экспертов и консультантов, будут работать исключительно на волонтерской основе», - отметила Наталья Станиславовна.

Модерировала работу семинара-практикума София Борисовна Савелова «Объединяя потенциал и возможности партнеров, мы вносим вклад в обеспечение достойной жизни людей и достижение целей устойчивого развития в Беларуси», – так она подвела итог его работы.

Проект «Научная лавка как инструмент интеграции образовательных практик в региональные процессы устойчивого развития», осуществляется при поддержке Министерства образования Республики Беларусь и содействии Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии (ППБ).