Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 233, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 327-63-72; +375 (17) 327-87-50

e-mail: cc_esd@bspu.by

Проектно-ориентированный подход в области ОУР в деятельности педагога

2018-03-17

С 14 по 16 марта 2018 года на базе Центр повышения квалификации работников лесного хозяйства в агрогородке Ждановичи проходил семинар-тренинг «Проектно-ориентированный подход в области ОУР в деятельности педагога» (программа), организованный Ассоциацией «Образование для устойчивого развития» совместно с БГПУ (Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития») в рамках деятельности Международной программы POIN - платформа для идей и возможностей в неформальном образовании.

Участниками семинара-тренинга стали представители всех факультетов, институтов и центров БГПУ, а также представители учреждений общего среднего образования из разных регионов страны. Работа тренинга была направлена на освоение его участниками технологии проектирования в области образования для устойчивого развития (ОУР) и формирование ими своих компетенций как тренеров в области организации практик ОУР.

Тренерско-экспертную группу составили: Яна Ледвинова (Чешский ресурсный центр фандрайзинга – Czech fundraising center, Чехия), Светлана Пинчук (Институт профессионального фандрайзинга, Украина), София Савелова (Ассоциация «Образование для устойчивого развития», Беларусь), Наталья Науменко («Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Беларусь), Екатерина Способ (методист Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, Беларусь), Лариса Пескова(учитель ГУО «Гимназия №19 г. Минска», руководитель ООУР «Наш след», Беларусь).

P1010022

P1010140 

Общая тематика первого дня работы «ОУР – ключевой фактор обеспечения устойчивого развития». После знакомства всех участников тематические направления совместной работы семинара-тренинга были определены в мини-презентации «ОУР: что делать и как быть в постоянно меняющемся мире?», которую сделала Екатерина Способ.

Материалом для выявления участниками тренинга специфических характеристик практик и проектов в области ОУР послужил опыт проектной деятельности, который в серии мастер-классов представили эксперты Ассоциации «Образование для устойчивого развития» и Партнерской сети школ устойчивого развития:

  • «Школа + деревня – вместе к устойчивому развитию», Ажажа Татьяна, заместитель директора Здитовской средней школы Березовского района;
  • «Обеспечение всеобщей учебой деятельности участников проектов в области ОУР», Максимова Антонина, директор Костюковичской районной государственной гимназии;
  • «Формирование предприимчивости участников открытого школьного сообщества», Коростик Светлана, заместитель директора средней школы №20 г. Борисова;
  • «Компетентностный подход в организации проектов в области ОУР», Ровбуть Алла, заместитель директора по учебной работе гимназии №1 г.Лида;
  • «Общеучрежденческий подход в организации практик ОУР», Муравьев Анатолий, директор гимназии №19 г.Минска;
  • «Естественнонаучный ликбез для достижения ЦУР», Науменко Наталья, декан факультета естествознания БГПУ.

После мастер-классов, их участники поделились своими впечатлениями, а также совместно разработали перечень индикаторов, характерных для проектов в области устойчивого развития (модератор София Савелова).

Обобщая материалы мастер-классов, участникам семинара-тренинга было предложено выдвинуть собственные инициативы в области ОУР по технологии «Открытое пространство» (Open Space).

P1010062

P1010104

Второй день проходил под общей тематикой «Интеграция практик формального и неформального образования как условие реализации проектно-ориентированного подхода в ОУР», старт которому задала обобщающая презентация – мини-лекция «Проектно-ориентированный подход в организации практик ОУР» (София Савелова). В целом день прошел в формате мини-тренинга, который провела Яна Ледвинова.

Целью дня являлось освоение участниками методов разработки проектов в области ОУР, основанных на интеграции практик формального и неформального образования. В ходе интегрированного с дискуссией мини-тренинга и ситуационных игр участники обсудили технологии включения практик формального и неформального образования в проектную деятельность, а также отработали некоторые из них.

Итогом дня послужила национальная встреча участников тренерской группы Ассоциации «Образование для устойчивого развития» с экспертами программы POINT, в рамках которой были определены перспективные направления совместной работы в качестве Национальной сети тренеров в области ОУР.

Содержание работе третьего дня семинара-тренинга «Условия и ресурсы реализации проектно-ориентированного подхода в ОУР деятельности педагога» определялось его целью: овладение участниками навыками планирования и оценивания полного цикла проектной деятельности в области ОУР. Мини-тренинг на тему «Разработка проектов в области ОУР: ресурсный менеджмент и фандрайзинг», модератором которого выступила Светлана Пинчук, был интегрирован с разработкой участниками семинара идей своих совместных проектов. Презентации теоретической информации чередовались с активностями – warm-up, казино идей, мозговой штурм, проектная мастерская, что позволяло участникам не только отдохнуть, но и самим поработать.

P1010328

За три дня семинара участники семинара-тренинга, пройдя все этапы проектирования – «Мечтаем», «Думаем», «Действуем», «Рефлексируем», «Презентуем»,   разработали свои образовательные проекты в области ОУР, которые представили на взаимоэкспертизу и суждение экспертов. Каждая группа могла оценить работу других, задать интересующие вопросы, и в результате – выработать свое мнение о том, насколько соответствует проект и критериям ОУР, и возможностям его реализации в условиях БГПУ.

P1010247

Работа, начатая во время семинара-тренинга будет продолжена в системе деятельности БГПУ  и станет шагом к формированию института ответственных за внедрение в подразделения идей и Целей устойчивого развития и обеспечение практик ОУР. А также – последующей разработки комплексно-целевой программы подготовки профессорско-преподавательского состава к осуществлению этой деятельности.

Отмечая, что результаты, полученные каждым участником во время семинара-тренинга, одинаково важны как для них и их собственной профессиональной деятельности, так и для БГПУ как университета, выступающего центром распространения практик ОУР в системе непрерывного педагогического образования.Рефлексивную работу организаторы семинара-тренинга предлагают участникам выполнить с помощью заполнения аналитической анкеты.

Анкета для скачивания.

Фотогалерея