Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 233, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 327-63-72; +375 (17) 327-87-50

e-mail: cc_esd@bspu.by

События

Мастер-класс «Ответственные исследования и инновации в университетском образовании» профессора Марко Рикманна состоялся 8 февраля

2018-02-08

По сложившейся в эти дни традиции, мастер-класс открыла новая лекция профессора Марко Рикманна «Исследования с участием местных сообществ  в качестве подхода в обучении – внедрение метода «ответственные исследования и инновации» в образовательные программы университета».

Когда мы говорим об ответственных исследованиях и инновациях, чаще всего они связаны с вопросами, которые стоят перед человечеством. В современном мире очень много серьезных проблем. Например, тема продовольственной безопасности и сохранения энергии. Как же ответственные исследования и инновации помогают преодолеть эти проблемы? 
В первую очередь, отвечая на вопрос, что такое «ответственные исследования и инновация», нужно обозначить, что это метод организации образовательного процесса, в котором обеспечиваются научные исследования, направленные на развитие (в том числе - достижение более глубоких социально-значимых целей, включающих перспективы развития общества). Это сотрудничество, предполагающее переход от персонального понимания ответственности к понятию коллективной и распределенной ответственности.
Концепция связана с тем, как в образовательном процессе совместить исследования и Цели устойчивого развития. Исследование обеспечивает открытый доступ к новому знанию. И когда мы видим, что же это такое, мы можем познакомиться с элементами, которые включаются в исследования как инновации. Этот феномен также связан с вовлечением исследователей в общественные проблемы: гендерные проблемы, проблемы устойчивости, общественного участия, социальной справедливости. Поэтому доступные результаты исследования необходимы для изучения не только их авторами, но и общественностью, вовлекаемой в исследовательские процессы.
11

Ответственные исследования – это также этика знания, усиливающая образование. В исследовательско-образовательный процесс включаются только те желающие, кто готов содействовать изменениям в обществе, и только на добровольной основе. Именно поэтому людям необходимо рассказывать, как проводятся исследования, вовлекая их в совместную работу. Это политическая нормативная концепция, которая показывает то, как общество может реагировать на проблемы. Ее реализация в действиях предполагает, что процесс должен включать предвидение проблем будущего, рефлексивное отношение с оперативным реагированием на ситуацию, адаптивность с учетом различий и инклюзии.

Исследования с участием сообществ – это исследовательский подход в сотрудничестве университета и общества, когда ученые и студенты работают вместе с организациями местного сообщества для и определения исследовательской проблематики, и разработки соответствующих стратегий разрешения этих проблем. В рамках этого подхода члены сообщества активно участвуют в процессе совместного исследования: сотрудничают как в сборе исследовательского материала, так и в расширении своих возможностей по развитию собственной деятельности путем прямого участия в исследовании. Этот подход возник в ответ на критику того, что университеты недостаточно оперативно реагируют на потребности жизни и местных сообществ.

12

 

Совместную исследовательскую поддержку в ответ на запросы гражданского общества обеспечивают научные лавки. Это структуры, формирующие место, куда люди могут прийти и задать волнующие их вопросы, ответы на которые будут основаны на научной информации. Идея «научных лавок» пришла из Нидерландов, где на базе одного университета может существовать даже несколько таких структур. В Германии существует большое количество университетов, где работают Научные лавки. Научные лавки поддерживают исследования, которые проводят местные сообщества.

Цель исследований с участием сообществ – инициировать позитивные изменения и действия в обществе для достижения социальной справедливости посредством результатов исследований. Например, перенимая успешный опыт зарубежных партнеров, БГПУ совместно с Ассоциацией «Образование для устойчивого развития» в сотрудничестве с Научной лавкой г.Бонн и при содействии Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, начали осуществление проекта «Научная лавка как инструмент интеграции образовательных практик в региональные процессы устойчивого развития». Пилотными регионами проекта являются Щучинский район Гродненской области и Березовский район Брестской области. В этих регионах центрами деятельности создаваемой «Научной лавки - Беларусь» являются ГУО «Гимназия города Щучина» и ГУО «Здитовская средняя школа» Березовского района. В рамках проекта уже прошли различные события: установочные семинары, летняя школа, образовательные поездки, талака для жителей местного сообщества и районный семинар-практикум по вопросам образования в интересах устойчивого развития (ОУР) как условия их включения в ответственные исследования и инновации в качестве полноправных партнеров. Реализация проекта предоставит студентам университета возможность в рамках действующих образовательных программ проводить исследования по запросам местных сообществ в соответствии с тематикой научных исследований, которые находятся в области их интересов. Такая форма работы позволит расширить рамки практикоориентированного образовательного процесса и активной деятельности студентов как организаторов практик ОУР.

Делясь своим опытом, профессор Марко Рикманн также рассказал участникам мастер-класса о Европейском проекте, который проводится в городе Фехта (ФРГ). Проект «EnRRICH» содействует интеграции метода «ответственные исследования и инновации» в образовательные программы высшего образования. Его цель – повышение компетентности студентов и преподавателей вузов в области получения знаний, формирования установок и навыков, необходимых для интеграции метода «ответственные исследования и инновации» в учебные программы путем создания условий для реагирования на исследовательские потребности, выраженные в запросах от организаций гражданского общества.
Семинар-практикум, который начался сразу же после лекции профессора Риманна, помог его участникам найти свои ответы на вопрос как интегрировать метод «ответственные исследования и инновации» в образовательные программы университета. Участники разбились на группы и совместно разработали идеи проектов, содействующие развитию RRI компетенций у преподавателей и студентов БГПУ. При экспертной поддержке профессора Рикманна и с учетом нового метода «ответственные исследования и инновации» группы представили новые образовательные проекты на различные темы: начиная от самоорганизации студенческого сообщества в процессах формирования условий для обеспечения физического и духовного здоровья современных студентов, формирования систем цифровой поддержки процессов продвижения ценностей и Целей устойчивого развития и экспертного сопровождения практики формирования инклюзивно-ориентированной среды, и заканчивая планами деятельности создаваемой на базе БГПУ Научной лавки в регионе по снижению остроты проблемы самозанятости населения. 

Особым «сюрпризом» для участников семинара оказалась позиция местного сообщества, высказанная представителями Березовского района как пилотного региона проекта «Научная лавка»: успешность реализации в жизни университета метода «ответственные исследования и инновации» во многом будет зависеть от готовности жителей регионов услышать представителей университета и, как следствие, включиться в сотрудничество. Участники региональной группы представили свой план совместных действий с представителями БГПУ, направленный на формирование такой готовности у жителей Березовского района.
«Усиление компонента ответственных исследований (RRI) в учебных программах высшего образования позволит обучающимся принять на себя заботу о будущем путем ответственного руководства научными и инновационными практиками, которые направлены на глобальные вызовы современности, с учетом принципов сотрудничества, этики, устойчивого развития и социального благополучия», – отметил немецкий эксперт, обобщая результаты произошедшего события.
Для рефлексии всем заинтересованным были предложены несколько вопросов :
• Насколько метод «ответственные исследования и инновации» (RRI) подходит для вашей работы как преподавателя / организатора обучения педагогов (будущих и действующих)?
• Как интеграция RRI может улучшить качество вашей профессиональной деятельности как организатора процесса обучения?
• Как вы думаете, что может вызвать у вас затруднения при использовании в своей профессиональной деятельности методов обучения, основанных на исследовании?
• Что еще вы хотели бы узнать о RRI и других методах обучения, основанных на исследовании?
• Как деятельность Научной лавки, создаваемой в Беларуси, может помочь вам при включении в процесс организации обучения студентов методов, основанных на практико-ориентированных исследованиях?