Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 119, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 311-20-92;

e-mail: cc_esd@bspu.by

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

События

Координационный центр провел семинар-практикум «Научная лавка как методика интеграции идей устойчивого развития в образовательные практики подготовки педагогов» для преподавателей БГПУ

2019-04-12

10 апреля 2019 года Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития» провел семинар-практикум «Научная лавка как методика интеграции идей устойчивого развития в образовательные практики подготовки педагогов», посвященный выявлению условий и определению механизмов реализации в БГПУ методики деятельности научной лавки. Его работы была организована в рамках методического семинара «Интенсивные образовательные технологии в подготовке педагогических кадров», участниками которого являются представители деканатов и профессорско-преподавательского состава всех институтов, факультетов и центров университета.

Работа семинара-практикума была организована в интерактивном формате. Включаясь в совместную работу, его участники проявили свою активность в определении группами образов, позволяющих согласовать и представить отношение участников к актуальным направлениям развития деятельности субъектов образования сегодня. Проявляя креативность и творческое мышление, участники семинара-практикума визуализировали свои идеи. К примеру, как образ связи образования и академической науки с жизнью людей в ситуации непрерывных перемен был нарисован атом, протоны и нейтроны которого символизировали связи БГПУ, науки, исследований и развития, в которых центральным компонентом является сам Человек развивающийся.

Интересной для совместного обсуждения оказалась также иллюстрация темы «к кому, как и когда обращаются людям, которые столкнулись со своим незнанием (в том числе – включаясь в процессы достижения Целей устойчивого развития)». Изображенная авторами последовательность существующей схемы действий включила: обращение к государственным структурам и возможные форматы этого; поисковым системам как второму пункту структуры ликвидации незнания; далее последовала коммуникация с референтными членами общества, которые имеют опыт и могут посоветовать пути поиска ответов на интересующие вопросы. И только после этого в последовательности появляется школа. И именно как структура сферы, передающей знания, от поколения к поколению реализуя новые паттерны поведения. При этом особо было зафиксировано, что в социуме, который руководствуется Целями устойчивого развития, меняется позиция именно школы как образовательного центра для всех поколений жителей. Формат знакомства участников семинара помог им включить творческое отношение к тем важным вопросам, которые обсуждались далее, и увидеть те «узкие места», работа с которыми может выступить важным ресурсом устойчивости происходящих перемен.

  

Выявить и согласовать между собой глубинное содержания ключевых понятий, связанных с контекстами и методами реализации методологии научной лавки, участникам семинара-практикума позволило погружение в проблемное поле работы тематических групп:

в группе «Совместные исследования и исследовательские сообщества как образовательный вызов в условиях локализации Целей устойчивого развития (ЦУР)» было зафиксировано, что процессы локализации ЦУР открывают новые возможности для развивающегося сообщества, научно-исследовательских проектов и образования. Организация этой деятельности и сама реализация ЦУР – важнейший вызов, который требует нашего всеобщего внимания. Должны существовать объединение исследовательских сообществ и партнерство всех слоев населения. При этом актуальными становятся вопросы финансирования, достоверности и реализуемости появляющихся запросов, которые пока еще только необходимо выдвигать на широкий круг обсуждения; 

                

разбор темы «Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) как метод современной организации образовательных практик для всех поколений» сосредоточился на рассуждениях, связанных с развитием сферы получения информации как важнейшего метода организации процессов приобретения знаний, условием которых является объединение различных подходов и практик;

в качестве ключевых компетенций педагогов в области организации практик ОУР группой были выделены 5 составляющих: 1). Знание основных функций природы, социума и экосистем, и их взаимосвязи; 2). Понимание необходимости перехода к УР, важности научного доказательства как средства его поддержки; 3). Понимание важности использования опыта учащихся, умение создавать возможности для обмена мнениями и опытом; 4). Способность работать с людьми разных взглядов, традиций, поколений, культур; 5). Способность в процессе образования ориентироваться на учащихся, развивая критическое мышление, активизируя границы и позиции, способность к появлению новых взглядов на мир и формирование позитивных взаимоотношений;

 

обсуждая вопрос «Научная лавка как инструмент интеграции практик образования в процессы достижения ЦУР», участники группы сформулировали следующее: информирование населения – это выявление проблем региона (для чего необходимы гражданская наука, swot-анализ и др.), поиск заинтересованных сторон (например, заказчиков и тех, у кого есть необходимые ресурсы), поиск исполнителей (межвузовские ВНК, НИР кафедры студенты, аспиранты, магистранты, население, развитие регионов) и конкретизация ЦУР как ожидаемых результатов для передачи опыта,  усиления влияния на изменение государственной политики, удовлетворенности, доверия, вовлеченности и др.;

     

при изучении темы «Ответственные исследования и инновации» как метод профессиональной подготовки и развития педагогов» было выявлено, что ученые и местное сообщество – две необходимые стороны процесса развития общества. Если само сообщество дает запрос к ученым и исследователям, то само исследование должно происходить с организацией работы в нем всех слоев населения, участвующих в нем по мере силы своих возможностей. При таком варианте возможно рождается сама инновация и связанные с нею новые продукты, содействующие разрешению проблемы. Главное в данной системе – заинтересованность в продукте всех сторон, что может также стать фактором коммерциализации и активного развития проекта. 

     

Затем участники семинара-практика, заняв позицию экспертов по отдельным аспектам и направлениям работы научных лавок, объединили свои усилия в определении условий и ресурсов, необходимых БГПУ для организации деятельности в этом направлении. Эта работа вызвала особенно жаркие дискуссии в исследовательских мини-лабораториях семинара и позволила участникам сформулировать согласованную версию ответов на следующие вопросы:

1. Зачем БГПУ нужна или не нужна научная лавка? Для:

  • стимулирования научного потенциал БГПУ;
  • создания научных исследований по типу практикоориентированных;
  • усиления вовлеченности в реальные контексты;
  • разрешения конкретных насущных проблем;
  • коммерциализации результатов научной деятельности;
  • повышения статусности;
  • Миссионерства, деятельности и активности в этом направлении;
  • более глубокой интеграции университета в международное сообщество.

2. В чем именно научная лавка может помочь преподавателям БГПУ?

В:

  • сборе практического материала и создании учебных кейсов;
  • усиление мотивации студентов приносимой во время учебы реальной пользой;
  • способствовании профессиональному развитию и обучаемых, и обучающих;
  • Научных и профессиональных контактах

3. Для кого из обучающихся в БГПУ научная лавка может быть полезна и чем?

  • для студентов 1-2 ступеней как методика обучения, позволяющая приобрести определенные компетенции и профессиональные знания;
  • для аспирантов как поле, необходимое для определения актуальности их исследований;
  • для докторантов как база выявления существующих проблемных полей и разработки с помощью анализа актуальных стратегий развития общества;
  • для слушателей ИПКиП как «народная наука» имеющая свои смарт-эффекты «поставщика» идей, места для коммуникации и др.

4. Что БГПУ может предложить развивающимся сообществам (и, в том числе, учреждениям образования)? Как это можно узнать/увидеть?:

  • услуги образовательные (например, через образовательный центр «Альтернатива»);
  • научно-исследовательские услуги по заказу развивающихся сообществ (лаборатории и научные школы),

которые можно было бы увидеть (найти) на различных страницах сайта БГПУ. Но эта задача существенно была бы облегчена, если б там появился «агрегатор» – видимый инструмент, собирающий возможные предложения и делающий их поиск более оптимизированным. В качестве поискового агрегатора могла бы выступить размещенная на сайте БГПУ веб-страница Научной лавки.

5. Что можно сделать, чтобы «регионы» обращались в БГПУ за помощью?:

  • дать обществу знать о научной лавке (например, реклама и СМИ);
  • показать потребителям яркие примеры успешной работы Научной лавки (в том числе – собранные на одной веб-странице);
  • выявлять экономическую целесообразность обращения к специалистам;
  • сделать «видимым» и доступным банк экспертов, тематик, актуальных научных проблем и др.

  

Совместно сформулированные исследовательские вопросы помогли участникам семинара-практикума структурировать и систематизировать мнения, опыт и полученные знания, а также поставить новые задачи, решение которых будет способствовать укреплению педагогического знания и опыта в обеспечении образовательного сопровождения ЦУР. Итоговые результаты работы групп позволяют с уверенностью обосновать не только необходимость, но и возможность развития в БГПУ деятельности Научной лавки.

 

На завершающем этапе работы семинара-практикума участники оценили свой опыт участия в реализации методики организации деятельности научной лавки как инструмента интеграции идей устойчивого развития в образовательные практики подготовки педагогов. Ключевой темой для рефлексивного обсуждения стали высказанные идеи о реализации метода «научная лавка» в БГПУ.

   

Отдельным аспектом обсуждения стал вопрос: «Как можно использовать научную лавку при преподавании конкретных научных дисциплин?» Ответом послужило высказывание о методологии научной лавки, важнейшим компонентом которой является формат исследовательской организации образовательного процесса, связанный с изменением позиции преподавателя как человека, который помогает студентам задать себе и другим интересующие их вопросы, а потом вместе с ними найти свои ответы, не притупляя инициативность и амбициозность учащихся.

    

Центральной целью научной лавки в перспективе обозначено создание общества, которое хочет учиться, исходя из своих глубинных, внутренних мотивов, ведь это одна из основополагающих целей педагогической науки и ЦУРов. Подытоживая всю рефлексию было высказано мнение, что сейчас существует много проблем, которые одна лишь фундаментальная наука решить не может, нужно так же и сообщество, которое активно учувствует в выдвижении и решении проблем.

  

В работе семинара-практикума были использованы материалы, наработанные в белорусско-немецком проекте «Научная лавка как инструмент интеграции образовательных практик в процессы регионального устойчивого развития», реализованном в 2017 – 2018 годах Ассоциацией «Образование для устойчивого развития», БГПУ и некоммерческой организацией Science Shop Bonn при поддержке Министерства образования Республики Беларусь и сопровождении Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии. Модератор работы семинара-практикума – София Савелова, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития».