Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 233, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 311-20-92;

e-mail: cc_esd@bspu.by

 

 

 

 

 

 

 

          

             

События

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ MEET-UP «STEAM-ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСТВА»: СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

2019-04-18

Организаторами совместного пилотного исследовательского проекта выступили: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, факультеты дошкольного и начального образования, Ассоциация «Образование для устойчивого развития», Ассоциация «Образование для будущего» и Институт Гете в Минске.

С приветственным словом выступили Альбина Леонидовна Давидович, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования — начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь; Ольга Николаевна Анцыпирович, декан факультета дошкольного образования БГПУ; Наталья Владимировна Жданович, декан факультета начального образования БГПУ; Анатолий Владимирович Муравьёв, исполнительный директор Ассоциации «Образование для устойчивого развития», директор гимназии №19 г.Минска; Александр Валерьевич Хомич, директор Ассоциации «Образование для будущ его»; Таня Бальдрайх, руководитель проектов Института имени Гёте в Минске.

 

STEM — S — science (естественные науки), T — technology (технологии), Е — engineering (инженерия), М — mathematics (математика), используется педагогами, чтобы дать возможность детям учиться современным технологиям, раскрыть их талант и повысить потенциал.

ВОТ ТЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСОВАЛИ УЧАСТНИКОВ MEET-UP`а: 

  • Но как это связано с тенденциями, существующими в современной жизни? 
  • Насколько может влиять на усиление устойчивости происходящих перемен?
  • Грамотности выбора и действий людей в ситуациях неопределенности?
  • Как с помощью STEAM-подхода возможно развивать и поддерживать интерес обучающихся к точным наукам?
  • Как сделать процесс обучения интересным? Как использовать новые технологии в регулярном образовательном процессе?
  • И как это все связано с процессами образования в дошкольном возрасте первого 10-летия жизни людей? 

Введение в работу исследовательского meet-up’а провели:

 София Савелова, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ. В своем докладе «Образование в мире устойчивого развития: задачи и вызовы педагогики детства» она рассказала участникам о качествах, характеризующих человека эпохи устойчивого развития:

— принимает ценность Земли как общего дома жизни нынешних и будущих поколений людей,

разделяет философию УР (думать глобально – действовать локально),

реализует принцип «всеобщей ответственности»  проявляет компетентность в вопросах ответственной организации собственной жизни в рамках глобального общества (экологоответственное поведение).

Человек, соразмерный эпохе устойчивого развития (УР), учится знать и приобретает широкий спектр общих знаний с возможностью глубокого изучения ограниченного числа предметов; учится делать и обладает наряду с профессиональными навыками способности ориентироваться в различных ситуациях и работать в команде; учится быть и, обеспечивая личностный рост и развитие, обретает способность действовать  в значительной степени самостоятельно, на основе собственных суждений и личной ответственности; учится жить вместе и развивает свои способности понимать других людей и ценить взаимозависимость.

 

 София Савелова также привела данные из аналитического отчета ЮНИСЕФ «Достижение целей устойчивого развития в интересах детей». Например, в Беларуси система дошкольного образования предполагает вовлечение детей в основном с трехлетнего возраста. Но, несмотря на то, что доля детей в возрасте от 3 до 5 лет, которые развиваются без отклонений в плане здоровья, обучения и психосоциального благополучия (индикатор 4.2.1), в 2012 г. по данным обследования составила 93,9%, возрастает актуальность задач формирования у детей основ и привычек экодружественного поведения. О чем свидетельствуют, например, проблемы, проявляющиеся в привычных моделях поведения людей второго 10-летия жизни: снижение ценности самосохранного поведения, гибель в ДТП и др.

 

Алена Мельченко, исследователь, менеджер образовательных проектов. Она представила аудитории результаты исследования «STEM-подход в образовании». Основой для исследования послужил широкий круг материалов по развитию STEM-образования в США, Европе, России и Беларуси, а также материалы конференции «Актуальные проблемы STEM-образования» (Минск, БГПУ им. М. Танка, 15 ноября 2018 г.) и интервью с белорусскими экспертами и практиками STEM-подхода в образовании.

 

В данном исследовании внимание было уделено не только опыту развития STEM-образования в Беларуси, но и мировым тенденциям понимания и распространения STEM. Материалы исследования содержат ответы на несколько конкретизирующих подвопросов:

  1. что такое STEM;
  2. какие вызовы и чьи запросы сопутствовали возникновению STEM-образования;
  3. как работает, развивается и продвигается STEM-образование;
  4. какие дискуссии ведутся относительно STEM;
  5. а также какие перспективные направления развития существуют у STEM-подхода в Беларуси.

 

Кроме того, используя коммуникативные технологии и гаджеты, Алена Мельченко наглядно и креативно использовала их при обсуждении принципиальных вопросов  организации практик STEАM-образования и формирования пакета исследовательских вопросов meet-up’а.

Материалом для проверки этих вопросов стал опыт, имеющийся в разных учреждениях образования, представленный спикерами исследовательского meet-up’а. Это оказалась самая продолжительная, но очень интересная часть встречи.

У нас на странице готовятся к публикации ключевые послания спикеров и их презентации.

 

Важным выводом проведённой работы может стать предположение о  том, что 

механизмом формирования у детей основ и привычек экодружественного поведения выступает объединение в образовательном процессе:  

а) методологии образования в интересах устойчивого развития (ОУР),

б) STEAM-подхода

                             в) и практик межкультурных коммуникаций.

 Однако  это гипотеза, нуждающаяся в серьезной проверке. И вклад в нее может внести ююбой зарегистрированный участник исследовательского meet-up’а: начатая ими работа не завершена.

Заканчивая встречу, организаторы предложили ее участникам высказать онлайн свои версии ответов на совместно сформулированные исследовательские гипотезы. Пройдя по полученной в почте ссылке, они смогут высказать свое видение и идеи. Приславшие исследовательские ответы авторы 26 апреля 2019 года получат Сертификаты участников  Исследовательского meet-up’а «STEAM-подход в педагогике детства»

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!