Контакты


220050 Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Советская 18,

корпус 3, ауд. 233, ауд.129

www.esdcc.bspu.by

тел. +375 (17) 327-63-72; +375 (17) 327-87-50

e-mail: cc_esd@bspu.by

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                     

                   

 

 

 

 

События

БГПУ: МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР – ПРОБЛЕМНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ОУР

2020-06-08

3 июня 2020 года команда Координационного центра провела для профессорско-преподавательского состава БГПУ методический семинар на тему «Проблемная лаборатория как метод включения будущих педагогов в подготовку к организации практик образования в интересах устойчивого развития (ОУР)». Участие в семинаре приняли 33 слушателя, среди которых – представители ЦОМООД, ЦРИТ, факультетов и институтов БГПУ, а также проректор по учебной работе Александр Васильевич Маковчик. Их работа в формате проблемной лаборатории была организована в онлайн-режиме с использованием образовательной платформы Zoom.

Открывая семинар, начальник Координационного центра Инесса Владимировна Зубрилина поприветствовала участников, представила цели, задачи и план проведения занятия. Представляясь, участники семинара соотносили свой личностный опыт в контексте заявленной темы и совместно формировали проблемное поле встречи:  

  • имплементация Целей устойчивого развития (ЦУР) в образовательный процесс, в том числе – в рамках тех учебных предметов, которые преподаются в школах;  практическое использование подхода и идей образования в интересах устойчивого развития (ОУР) в образовательном процессе БГПУ, определении исследовательских тем для СНИЛ;
  • практико-ориентированные методики и отдельные приемы организации образовательных практик ОУР в профессиональной подготовке студентов, в том числе – начиная с первокурсников; дидактический потенциал метода «проблемная лаборатория».

Состоявшаяся дискуссия подтвердила актуальность целей встречи: выявление образовательных вызовов и ключевых условий организации профессиональной подготовки будущих педагогов к осуществлению практик ОУР как фактора реализации социальных функций учреждений образования в контексте достижения Целей устойчивого развития (ЦУР), а также рефлексивное осмысление метода «проблемная лаборатория» как ресурса организации практик ОУР в системе профессиональной подготовки в БГПУ будущих педагогов. Здесь же Екатериной Владимировной Способ, методистом Координационного центра, было организовано знакомство участников семинара с техническими правилами взаимодействия в операционной среде Zoom.

На этапе тематического погружения участников в проблематику совместной работы София Борисовна Савелова, заместитель  начальника Координационного центра, раскрыла актуальность и содержание задач по развитию образовательных практик в контексте достижения ЦУР: ключевые положения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года «Преобразование нашего мира» и идеологии ценностно-этического комплекса устойчивого развития «Хартия Земли»; Дорожной карты по достижению ЦУР в Республике Беларусь и проекта Национальной стратегии устойчивого развития – 2035; методологию ОУР и индикаторы Стратегии ЕЭК ООН для ОУР в области профессиональной подготовки и развития педагогов. Анализируя связанные с ними компетенции преподавателей-организаторов практик ОУР, разработанные исследовательской группой проектов ЕЭК ООН по ОУР, участники семинара выделили наиболее проблемные с точки зрения профессиональной подготовки выпускников БГПУ к организации практик ОУР позиции и представили их коллегам на стикерах, которые они  разместили на виртуальной доске Jamboard.

В качестве образовательных вызовов к организации профессиональной подготовки выпускников БГПУ к осуществлению практик ОУР участники семинара назвали:

- взаимодействие с различными группами людей, независимо от поколений, культур, мест и дисциплин;

- использование природной, социальной и городской среды, включая свое учреждение, в качестве контекста и источника обучения;

- стремление внести позитивный вклад в жизнь других людей и их социальную и природную среду как на местном, так и на глобальном уровнях;

- формирование метапредметных компетенций, которые дают целостное представление о природных, социальных и экономических системах;

- организация партисипативного участия и использование опыта студентов в образовательном процессе;

- обеспечение видения практической значимости образования, чувствительности к изменениям в обществе и владения научными знаниями, необходимыми для понимания направленности преобразований.

Определение ключевых условий организации процесса освоения студентами БГПУ компетенций по осуществлению практик ОУР – содержание работы   трех лабораторных групп в сессионных залах Zoom. Модераторами групповой лабораторной работы выступили И.В. Зубрилина, Е.В. Способ, С.Б. Савелова. Техническую поддержку оказывали специалисты Координационного центра Татьяна Валерьевна Костенкова, Екатерина Евгеньевна Донскова, Екатерина Петровна Лапунова. Используя возможности Google документов и Google презентации, участники первой группы обсуждали ключевые условия формирования поликультурной личности, содержание, формы взаимодействия и дидактические средства, способствующие развитию поликультурных компетенций будущих педагогов как условия обретения целостности видения ситуации и образовательного процесса.

Участники группы№2 сфокусировали свое внимание на  возможностях исследования в образовательном процессе альтернативных вариантов будущего и использования их для понимания того, как при этом могут измениться модели поведения людей, а также ключевые компетенции педагога, необходимые для реализации образовательных практик ОУР;

В третьей группе в качестве предполагаемого результата готовности выпускников к реализации преобразований обсуждались метакомпетенции студентов, необходимые им для обеспечения образовательного процесса, соответствующего задачам достижения ЦУР. При этом в качестве метода формирования этих компетенций было названо «обучение действием» при поэтапном переходе от использования к формированию студентами кейсов в соответствии с освоением «лестницы компетентности».

Наиболее активное участие в обсуждении результатов деятельности групп приняли доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук Оксана Геннадьевна Сорока (группа 1); заведующий кафедрой общей и организационной психологии, кандидат психологических наук, доцент Елена Ивановна Комкова; доцент кафедры общей и дошкольной педагогики, кандидат педагогических наук Ольга Иосифовна Митрош (группа 2);  доцент кафедры музыкально-педагогического образования, кандидат искусствоведения, доцент Лидия Александровна Шкор (группа 3).

На этапе рефлексии участники семинара сформулировали свое представление о проблемной лаборатории как методическом ресурсе организации в БГПУ профессиональной подготовки будущих педагогов на основе реализации методологии ОУР: проблемная лаборатория – метод организации образовательного сотрудничества, в котором люди разговаривают о серьезных теоретично-практических вопросах, ориентированных на будущее, и совместно обнаруживают новые проблемы и знания – решения, о которых ранее и не догадывались (Е. И. Комкова).

Проанализировав совместно разработанный список требований к организации профессиональной подготовки будущих педагогов к организации практик ОУР, участники встречи отметили, что организация сотрудничества участников методического семинара в формате проблемной лаборатории оказалась примером того, как может быть онлайн организована конструктивная работа в поле разработки конкретной проблемы.

В своих комментариях в чате они зафиксировали перспективность и значимость подобной деятельности с точки реализации социальной функции университета в контексте актуальной задачи формирования системы по образовательному сопровождению ЦУР в Республике Беларусь. Участникам семинара было предложено познакомиться с результатами европейского проекта 2018-2020 по актуализации компетенций педагога в области организации практик ОУР (https://aroundersenseofpurpose.eu/) и учебно-методическими материалами, размещенными в разделе «Библиотека» на сайте Партнерской сети школ устойчивого развития (agendaschools.net). Ссылки на данные материалы были размещены в чате.

Методический семинар «Интенсивные образовательные технологии в подготовке педагогических кадров» (видео)