Интеграция практик ОУР в систему непрерывного педагогического образования

Интеграция практик ОУР в систему непрерывного педагогического образования.

Ключевыми событиями интеграции практик ОУР в работе Координационного центра стали мастер-классы и семинары, организованные, в первую очередь, для сотрудников БГПУ и представителей УНИК. Например, в период с 06 по 08 февраля 2018 г. на базе БГПУ им. Максима Танка состоялась серия мастер-классов немецких экспертов по актуальным проблемам организации практик ОУР для сотрудников университета, руководителей структурных подразделений и представителей других университетов – членов Координационного совета по ОУР при Министерстве образования:

Марко Рикманна – доктора педагогики, профессора в области дидактики высшего образования университета г.Фехта (Германия) – руководителя образовательных программ университета в области педагогической подготовки, а также координатора экспертной группы ЮНЕСКО по разработке компетенций в области достижения ЦУР. В своих открытых лекциях и семинарах-практикумах он акцентировал внимание на роли образования как важного механизма в достижении ЦУР;

Ахима Риманна – тренера в области неформального образования,  координатора международных проектов молодежной экологической организации Janun e.V.(г. Ганновер, Германия), который  для студентов БГПУ как будущих педагогов провел серию мастер-классов по вопросам включения детей и молодежи в процессы устойчивого развития и ОУР.

В рамках открытых лекций и мастер-классов участники узнали о:

  • компетенциях, базирующихся на принципах устойчивого развития, и компетентностном подходе в процессах преподавания и обучения в высшем образовании;
  • индикаторах образования в интересах достижения Целей устойчивого развития;
  • ответственных исследованиях и инновациях в университетском образовании и включении местных сообществ в исследовательскую подготовку обучающихся.

Продолжением этого сотрудничества стало приглашение представителя БГПУ в университет г.Фехта для участия в Международной неделе образования. С одной стороны – это интересные встречи участников тематических площадок, в которых происходит обмен опытом и результатами совместно проведенных исследований в различных областях знания (современная дидактика, подготовка педагогов, инклюзивное образование, геронтология и др.). С другой – серии лекций и мастер-классов для студентов, которые проводят совместно профессура университета г.Фехта и приглашенные ими коллеги из университетов 15-ти стран. В рамках дисциплин, читаемых д-ром Марко Рикманном, С.Б.Савелова,  начальник Координационного центра ОУР, провела со студентами следующие мастер-классы:

“Educational Support of Sustainable Development Goals: Belarusian Vision” («Образовательная поддержка Целей устойчивого развития: белорусское видение») – дисциплина «Исследовательский коллоквиум» для студентов младших курсов педагогических специальностей;

“Sustainability Challenges and Sustainable Development in Minsk” («Вызовы устойчивости и обеспечение устойчивого развития г.Минска») –  дисциплина «Устойчивое развитие в регионе Ольденбург: решение проблем с инновационными проектами» для студентов всех специальностей;

“Education for Sustainable Development at BSPU” («Образование в интересах устойчивого развития в БГПУ») – дисциплина «Устойчивое развитие университета – трансформация Университета г.Фехта» для студентов старших курсов педагогических специальностей.

В марте 2018 для преподавателей БГПУ и представителей ресурсных центров по ОУР сотрудниками центра с участием международных экспертов из Чехии и Украины был проведен семинар-тренинг «Проектно-ориентированный подход в области ОУР в деятельности педагога», организованный совместно с Ассоциацией «Образование для устойчивого развития» в рамках Международной программы POINT. Цель семинара-тренинга – содействие освоению участниками технологии проектирования в области ОУР, а также их интеграции в международную сеть тренеров неформального образования (руководитель тренерской группы – методист центра Е.В. Способ).

Координационный центр ОУР поддерживает взаимодействие с различными факультетами БГПУ. Так, например, в рамках сотрудничества с факультетом дошкольного образования оказывается содействие работе СНИЛ «Образовательные практики в интересах устойчивого развития в учреждениях дошкольного образования» (руководитель – Е.А.Рублевская), совместно с которой во время работы Международной научно-практической конференции «Дошкольное детство в современном поликультурном пространстве» была организована работа тематической секции «Образование для устойчивого развития в действии: дошкольный возраст».

Также Координационный центр. Факультет естествознания.

Весной 2018 года Координационным центром ОУР  совместно с преподавателями и студентами факультета дошкольного образования была в БГПУ организована работа международного образовательного iEARN-проекта Future Teachers. Совместно с партнерами  из университетов США, Марокко, Тайвань они осуществили интернет-проект «Knowing Our Students, Knowing Ourselves», который направлен на взаимодействие будущих учителей из разных стран и способствует получению ими опыта работы с глобальными сетями обучения в сотрудничестве (координатор – К.В.Пищако).

Продвижению методологии ОУР в систему образования во многом содействует сотрудничество центра с Координационным советом по непрерывному педагогическому образованию. Так к заседанию совета 01.03.2018г. было подготовлено рассмотрение вопроса «Региональный центр экспертиз Беларусь –  ресурс продвижения ОУР в педагогическую науку и практику».