Контакты


События

Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь

2018-03-05

Таким слоганом можно обозначить работу, которая проходила на первом открытом биологическом форуме «МОТИВ.РАЗВИТИЕ.БУДУЩЕЕ». Данный Форум впервые прошел для педагогов учреждений общего среднего образования и учащихся 6 - 11 классов. Значимость форума заключается в определении места биологического знания в жизни человека и важности его роли в достижении Целей устойчивого развития.

Учащиеся, педагоги, студенты, преподаватели ВУЗов, ученые, которые вели диалог о достижениях современной биологической науки, развитии олимпиадного движения и популяризации Целей устойчивого развития (ЦУР) среди молодежи.

Будущие ученые задали вопросы в рамках панельной дискуссии с представителями ведущих ВУЗов города, стали слушателями публичных научно-популярных лекций и семинаров с учеными-биологами и представителями медицинских профессий, сыграли в интерактивные образовательные игры.

Ирина Анатольевна Старовойтова, Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию,  кандидат педагогических наук, напомнила собравшимся о важности достижения Целей устойчивого развития Беларуси: «Наш общий дом – планета Земля. Сейчас как нельзя актуальны Ценности устойчивого развития. Мировые лидеры взяли на себя обязанности по достижению Целей устойчивого развития, ведь именно от нас в первую очередь зависит будущее нашей планеты. Форум – прекрасная возможность наладить новое сотрудничество и окунуться в мир современной науки. Нашей стране есть чем гордиться: достижения в области генетики, молекулярной биологии и новых биотехнологий находятся на высочайшем уровне и могут стать неподдельным интересом для молодых ученых».

Анна Валентиновна Старовойтова, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, отметила важность Цели устойчивого развития №4 – качественное образование. «Все 17 Целей устойчивого развития проходят через образование. Проходящий форум важен для всей нашей республики. Позиции, которые рассматриваются на форуме, касаются и зеленой экономики, и экологического воспитания подрастающего поколения, а особенно – популяризации Целей устойчивого развития среди молодежи».

Начал серию публичных лекций Олег Олегович Руммо, руководитель Республиканского научно-практического центра «Трансплантации органов и тканей», член-корреспондент НАН Беларуси, заслуженный врач Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, отметил важность заинтересованности будущих студентов в медицине. Он подробно рассказал аудитории о процессе становления трансплантологии в Республике Беларусь, о вызовах и сложностях работы врачей в этой области, достижениях и победах отечественной медицины, а также ответил на волнующие будущих студентов вопросы.

Участники форума приняли участие в панельной дискуссии со спикерами-представителями ведущих ВУЗов страны по подготовке ученых. В рамках дискуссии выступли Аветисов А. Р., декан факультета профориентации и довузовской подготовки БГМУ, кандидат медицинских наук, доцент; Лысак В.В., декан биологического факультета БГУ, кандидат биологических наук, доцент; Науменко Н.В., декан факультета естествознания БГПУ им. М. Танка, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент; Дромашко С.Е., заведующий лабораторией моделирования генетических процессов государственного научного учреждения «Институт генетики и цитологии НАН Беларуси», доктор биологических наук.

Прочли публичные лекции ученые и представители профессорско-преподавательского состава БГУ, БГПУ им. М. Танка, БГМУ, ГНУ «Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси», ЦБС НАН Беларуси, научного учреждения «Институт генетики и цитологии НАН Беларуси».

Еще до начала приветствий прошла серия мастер-классов для школьников. Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития» также внес вклад в работу с младшими школьниками: 4 мастер-класса прошли благодаря сотруднице Координационного центра Екатерине Способ и культурно-экологического учреждению «Эка-Майстэрни». Мастер-классы «Дикие и беззащитные» посвящены Всемирному дню дикой природы, который отмечается 3 марта. Участники мастер-классов - начальные классы гимназии № 19. Ведущими мастер-классов выступили Способ Екатерина, учредитель «Эка-Майстерни», а также и Женя и Артем Способ, учащиеся 3 и 5 классов гимназии № 24. В ходе интерактивной презентации участники задумались над тем, что такое дикая природа, поделились своим опытом и чувствами. Ребята узнали, кому посвящен в этом году День дикой природы, отгадав по фрагменту рисунка 8 самых известных больших кошек, находящихся на грани исчезновения. От непосредственного опыта и привлечения своих фоновых знаний, они перешли к размышлениям о том, в чем причина исчезновения животных и растений на планете и искали ответ на вопрос, что мы можем с этим сделать. Кроме того, каждый участник смастерил себе маску маску суматранского тигра и дал обещание рассказать рассказать об этих животных своим друзьям и знакомым.

Сотрудники Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» Ксения Пищако и Наталья Сологубсовместно с участниками студенческой научно-исследовательской лаборатории «Информационно-коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании» факультета естествознания Елизаветой Желток и Лабынцевой Кариной, а также волонтерами Клуба друзей устойчивого развития разработали и провели образовательный веб-квест «Будущее строим вместе». Веб-квест познакомил пяти-и шестиклассников с идеями и Целями устойчивого развития. Акцент был сделан на ЦУР №13 – борьба с изменением климата и №15 – сохранение экосистем суши, которые отражают экологическую направленность в достижении устойчивости.

Учащимся было предложено пройти один из «путей» в веб-квесте и выполнить задания, в которых необходимо было определить объекты живой и неживой природы, выявить какой вид транспорта является самым экологичным, проверить свои теоретические знания по предмету «Человек и мир» при разгадывании кроссворда, узнать что является «легкими» Европы, помочь енотам и экоменам рассортировать мусор и многое другое.

В рамках работы круглых столов, выступила Савелова София Борисовна, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, и помогла ответить участникам форума на вопрос: кто такой человек устойчивого развития? Повестка-21, Хартия Земли, Декларация тысячелетия, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года – документы, которые подтверждают важность действий в интересах устойчивого развития.

Отвечая на поставленный вопрос, можно уверенно заявить, что человек устойчивого развития:

  • Учиться знать – получение широкого спектра общих знаний с возможностью глубокого изучения ограниченного числа предметов.
  • Учиться делать – приобретение наряду с профессиональными навыками способности ориентироваться в различных ситуациях и работать в команде.
  • Учиться быть – личностный рост и развитие способности действовать в значительной степени самостоятельно, на основе собственных суждений и личной ответственности.
  • Учиться жить вместе – развитие способности понимать других людей и ценить взаимозависимость.

«Сегодня важность естественнонаучных дисциплин в контексте образования для устойчивого развития неоспоримо и является актуальным в современном мире. Важный аспект человека устойчивого развития  - естественнонаучная грамотность. Это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, готовность интересоваться естественнонаучными идеями», - отметила София Савелова. Здесь важные роли играют личные, местные, национальные и глобальные проблемы, которые требуют понимания вопросов науки и технологий, способность научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, отношение к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, там, где это необходимо, и осведомленностью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов, понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания.

София Борисовна отметила, что форум необычайно важен, так как в ближайшее время в нашей стране пройдет периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Исследование PISA-2018  (Programme for International Student Assessment) направлено на изучение читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности, а также оценка глобальных компетенций молодых людей в возрасте 15 лет. Исследование выявляет способность человека ориентироваться в современном взаимосвязанном мире и справляться с новыми появившимися требованиями, его компетенции, связанные с  осмыслением и оценкой содержания и формы текста, а также базовые читательские умения при чтении сложных и множественных текстов.

Форум имеет большую значимость, так как его задачи –  способствовать формированию мотивации к постижению биологических знаний, осознанному выбору педагогических, биологических и медицинских специальностей, пропаганде современных достижений биологической науки в Республике Беларусь, развитию олимпиадного движения и научно-исследовательской деятельности, повышению профессионального мастерства педагогов, укреплению партнерства участников процесса устойчивого развития и окажет влияние на достижение всех Целей устойчивого развития.

Читайте также на сайте Совета Республики: http://sovrep.gov.by/ru/news-ru/view/chlen-prezidiuma-soveta-respubliki-istarovojtova-prinjala-uchastie-v-obrazovatelnom-biologicheskom-forume-12446-2018/

Дарья Саладовникова, специалист по связям с общественностью Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития».