Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития»

12 октября в гимназии города Щучина прошел фестиваль «Образование – целям устойчивого развития»

SC

Назначение мероприятия – возможности и ресурсов образования в содействии процессам устойчивого развития региона. Участники фестиваля – представители учреждений образования Щучинского района и Партнерской сети школ устойчивого развития – обсудили актуальные вопросы образования в интересах устойчивого развития. От Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» на фестивале присутствовали Савелова София Борисовна,начальник и Саладовникова Дарья Андреевна, специалист по связям с общественностью.

На открытии фестиваля с приветственным словом выступил Владимир Романович Дубок, начальник отдела образования, спорта и туризма Щучинского района: «Роль образования чрезвычайно важна, так как оно формирует человеческий потенциал – потенциал будущего. Человек будущего заботится о мире вокруг него. И в нашем регионе достижение Целей устойчивого развития – это фактор продвижения вперед».

Елена Васильевна Пасюта, директор гимназии города Щучина, тепло поприветствовала гостей фестиваля. Елена Васильевна отметила, что на прошедшей Декаде «Образование в интересах устойчивого развития» Марианна Акиндимовна Щеткина, заместитель Председателя  Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Национальный координатор по достижению Целей устойчивого развития, очертила те задачи, которые стоят перед педагогами страны на период до 2030 года. Также Елена Васильевна напомнила, что в выступлении Вадима Анатольевича Богуша, первого заместителя Министра образования Республики Беларусь, звучала надежда, что система образования сохранит свои лучшие традиции, но при этом будет идти вперед и развиваться.

Директор гимназии отметила, что важным событием для Щучинского района и гимназии стало подписание партнерского соглашения  о реализации в регионах Республики Беларусь проекта «Научная лавка»: «Для нас важно осознание того, что опыт, наработанный десятилетиями, значим и востребован. Гимназия города Щучина может по праву называться ресурсным центром поддержки образовательных практик в интересах устойчивого развития, так как мы работаем не только для наших детей, а и распространяем опыт, инновации и практики для всего регионального сообщества».

 София Борисовна Савелова, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, сказала участникам: «Мы живем в эпоху перемен. Поэтому мы взяли на себя ответственность за будущие поколения. Ответственность каждого, в свою очередь, зависит от его функциональной грамотности, образования и умения двигаться вперед». Модератор рассказала присутствующим педагогам о понятии и идеях устойчивого развития, об истории возникновения Целей устойчивого развития, а также помогла педагогам определиться понятием «образование для устойчивого развития» и согласовать их собственное видение о месте образования в обеспечении устойчивости развития региона.

Включиться в проблемное поле и согласовать понятия совместной работы  участникам фестиваля помогла проблемная лаборатория «Наши мысли об устойчивом регионе». Педагоги работали в четырех командах и визуализировали свое представление о следующих вопросах:

  • жители региона устойчивого развития – на взгляд участников, это те люди, которые проявляют свои инициативы, не ищут их реализаторов, а берут на себя ответственность, привлекают партнеров и готовы меняться;\
  • устойчивый регион – по мнению педагогов, это регион, который не живет в долг у будущих поколений и где образование – ключевой механизм в реализации стратегии устойчивого развития;
  • образование устойчивого региона – практика обучения людей в деле, позволяющая демонстрировать и передавать в качестве социально приемлемых образцов опыт организации жизни людей и сообществ на основе принципов устойчивого развития (забота о сообществе всего живого, укрепление экологической целостности, обеспечение социальной справедливости, демократии, ненасилия и мира);
  • мы в устойчивом регионе – это педагоги, нацеленные на устойчивое развитие, которые сохраняют и развивают культурное наследие, создают социальные предприятия и привлекают иностранных инвесторов.

Участники обсудили, как объединить понятие «регион» и «устойчивое развитие». «Регион – это не только территория, но и ментальная общность людей, которая их объединяет. Например, встречая здесь коллег из БГПУ и Березовского района Брестской области, мы можем утверждать, что здесь собрался регион Научных лавок. Одни и те же ценности, согласованные цели и возможности людей их реализовать рождает устойчивый регион. Наша задача – стать авторами идей собственного региона устойчивого развития», - отметила София Савелова.

Стать участниками фестиваля было предложено всем учреждениям образования Щучинского района, однако те, кто проявил инициативу, смогли поделиться с коллегами своими ресурсы организации образовательных практик в интересах устойчивого развития. Деятельность общественных организаций Щучинского района представили наиболее активные участники в развитии региона. Начала представлять условия и ресурсы местных сообществ Галина Петровна Качановская, председатель ОО развития сельских территорий «Наш край», с докладом «Сохранение культурного наследия региона: вместе пишем историю и думаем о будущем». В основном деятельность объединения заключается в комплексном развитии сельских жителей для реализации их возможностей и формировании условий для возрождения и развития села. Также организация наладила партнерство с немецкими коллегами. 

«Желудокская средняя школа имени В. Врублевского – проводник идей устойчивого развития в местном сообществе», - так заявил директор вышеупомянутой школы Владимир Анатольевич Василькевич. По словам директора, школа берет на себя инициативу и подключает местное население для того, чтобы рассказать всем об идеях устойчивого развития. Школа и сельсовет активно сотрудничают для улучшения жизни в регионе. Учащиеся школы – инициаторы проведения акции «Молодежь за устойчивый Желудок».

Об агроэкотруризме как факторе развития сельских территорий рассказала Ядвига Чеславовна Широкая, председатель ПО «Сельчанка» и представитель ОО «Белорусский союз женщин» Щучинского района. Инициаторы надеются создать качественный туристический продукт с учетом охраны окружающей среды и интересов местного населения. Также организацией была представлена выставка картин «Глубинка глазами молодежи».

О деятельности волонтеров и умении замотивировать молодых людей рассказала Юлия Ромуальдовна Скоринко, заместитель директора по учебной работе ГУО «Остринская средняя школа имени А.С. Пашкевич (Тётки). Ученики остринской СШ – это группа людей, которые готовы что-то изменить в своем сообществе и приложить к этому немало усилий. Педагоги большое внимание уделяют формированию коллектива и дружественной атмосфере в нем. Результаты не заставляют себя ждать: за время работы волонтерской команды количество человек выросло с 10 до 25.

Елена Славомировна Богдель, секретарь ОО «БРСМ» Щучинского района выступила с докладом о летней занятости школьников в регионе. Секретарь рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются школьники, и предложила некоторые идеи для улучшения ситуации с трудоустройством.

Партнерская сеть школ устойчивого развития Гродненского региона на фестивале смогла представить свои наработки. Коллеги из разных учреждений образования, но которые преследуют общую цель, рассказали аудитории о своих педагогических достижениях в области устойчивого развития.

Презентацию ГУО «Средней школы №12 города Гродно» директор Татьяна Анатольевна Довгун начала с видеоролика «В будущее вместе». Она рассказала о деятельности школы в образовании для взрослых, об активном участии в интернет-игре «Один день мира», организованной в этом году Координационным центром «Образование в интересах устойчивого развития», и о фестивале молодых педагогов, который организовывается для взаимодействия коллег, популяризации педагогической профессии и реализаций идей перспективных педагогов.

 «Быть рачительным не сложно – нужно этого хотеть». Этим девизом начал свое выступление учитель информатики ГУО «СШ №12 города Гродно» Илларион Аркадьевич Лохницкий. «Школа рачительных хозяев» - уникальная инициатива, которая оказывает комплексную поддержку образа жизни местного сообщества. Школа использует в продвижении энегоэффективного образа жизни интерактивные формы работы: проводят акции, различные мероприятия, но самое главное – ведут сами экологически дружественный образ жизни. Кроме того, активисты неоднократно выигрывали конкурсы по данной тематике. Например, конкурс организации «Экопартнерство» «Энергоэффективное учреждение образования».

Преподаватель начальных классов Елена Витальевна Герасимчук из ГУО «Гимназия №1 города Лида» рассказала участникам о деятельности педагогов в становлении социально успешной личности учащихся в младшем школьном возрасте путем включения их в исследовательскую деятельность. Юные исследователи гимназии самостоятельно изучают те темы, которые им наиболее интересны в сопровождении учителей. Педагоги гимназии считают, что в этом и заключается секрет успеха исследований. Также преподаватель рассказала об инновационной для гимназии системе, где каждый ученик имеет свое расписание в соответствии со своими успехами и интересами. Ученики гимназии самостоятельно составляют индивидуальный образовательный запрос. Педагоги уверены, что это развивает творческое и критическое мышление учеников.

Алексей Александрович Сыманович, учитель русского языка и литературы  ГУО «Гимназия №1 города Лида» поделился своими наработками  факультативов по литературе и искусству. Преподаватель считает, что обучение стихосложению в школе является фактором развития социально устойчивой личности. Ученики Алексея Александровича не заставляются усомниться в успехе образовательной программы. Они занимают призовые места в литературных конкурсах по разным направлениям.

Участники фестиваля познакомились с богатой историей и педагогическими традициями гимназии. Обзорную экскурсию провели ученики совместно с педагогами. Одним из ключевых моментов стал рассказ учениц о гимназии на английском языке. Гостей удивил такой подход к изучению иностранного языка. Елена Пасюта, директор гимназии, рассказала участникам, что во время Второй мировой войны в гимназии готовили переводчиков, которые сразу же шли на фронт. Этот факт из истории гимназии не позволяет педагогам сдавать позиции. Безусловно, в гимназии сильная кафедра иностранных языков, которая уделяет большое внимание подготовке учащихся.

Директор гимназии продолжила рассказывать об инновационной деятельности по организации практик образования в интересах устойчивого развития. Под руководством педагогов ученики занимаются изучением наследия, выдающихся людей и традиций региона. С 2006 года гимназия реализовала 3 инновационных проекта, а с августа 2017 года стартовал уже четвертый. Первый проект «Я во всем и все во мне» был ориентирован на учеников пятых классов. В основе – исследование своей личности с целью самоопределения, саморазвития, самореализации. Уже с 2009 года гимназия стала реализовывать проекты в области устойчивого развития. «Очень важно знакомить детей с передовым как с нормой», - отметила модератор София Борисовна.

Наталья Геннадьевна Швед, педагог-организатор, рассказала участникам фестиваля о формировании экологической культуры гимназистов через деятельность лагеря «Экологика». Этот летний лагерь, организованный педагогами гимназии, обучает молодых людей бережно относиться к окружающему миру. Ученики с удовольствием посещали все занятия в рамках лагеря, начиная от пятиминуток по ликвидации экологической безграмотности, заканчивая самостоятельными проектировками в области экологии. После доклада ученики представили коллекцию моделей из вторсырья «Мода из отходов».

Валентина Ивановна Шейгеревич, учитель биологии, объяснила присутствующим систему экологического менеджмента в гимназии и рассказала про символ региона – исследования, которые проводят сами школьники. Они выделили экологические аспекты и разработали экологическую политику гимназии. Особая гордость педагогов заключается в том, что ученики сами предлагают и разрабатывают мероприятия. Цель деятельности – непрерывное улучшение жизни в регионе. Гимназия имеет сертификат соответствия «Белый аист». Данная система предполагает формирование у сотрудников, воспитанников и их законных представителей устойчивых моделей поведения, способствующих энерго- и ресурсосбережению, бережному отношению к окружающей среде.

Руководитель факультативного курса «Основы нравственной культуры» протоирей Сергей Фёдорович Семашко рассказал об экологии духовности в интересах устойчивого развития. Факультатив социального действия не пропагандирует религию, а отвечает на важные вопросы молодых людей и  помогает выбрать правильный путь.

С презентацией о создании собственного бренда «Гродненский областной ресурсный центр комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и Школьных местных повесток – 21» выступила Ольга Александровна Гудень, заместитель директора по УМР. Основной целью деятельности Центра является распространение перспективного педагогического опыта по вопросам комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и создании условий для организации деятельности социально активных школ в учреждениях образования Гродненского района. На данный момент в гимназии оборудован энергоэффективный кабинет, разработан уникальный туристический кластер Щучинского района и сделаны другие социально значимые действия.  

Самостоятельно на фестиваль «Образование – целям устойчивого развития» приехали представители Березовского района.  Напомним, что действия первых Научных лавок будут происходить в двух пилотных регионах (Щучинском и Березовском районах), но участвовать будет вся партнерская сеть. Во всем мире есть Научные лавки, но они работают по своим системам. Наша задача - создать модель, которая будет работать в Беларуси и оказывать реальную поддержку людям в местных сообществах.

Представители Здитовской средней школы Березовского района Татьяна Ажажа высказала мнение, что школа – это инициативный центр региона, и что выражение «думай глобально, а действуй локально» - самый подходящий девиз для пилотных регионов проекта «Научна лавка». Этот проект осуществляется при содействии Программы поддержки Беларуси (ППБ) и реализуется Координационным центром «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ.

Все выступающие и участники фестиваля в итоге смогли сформировать образовательный запрос региона, который далее послужим им навигатором в организации образовательного процесса. В завершении фестиваля участники поблагодарили организаторов, высказали свои пожелания и отметили возможность успешного сотрудничества. Директор гимназии города Щучина Елена Пасюта торжественно вручили сертификаты участникам и пожелала плодотворной совместной работы для достижения Целей устойчивого развития.