Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития»

«Образование – ведущий механизм устойчивого развития региона»

2344 и 5 января 2018 года на базе Щучинской гимназии прошел двухдневный региональный семинар-практикум «Образование – ведущий механизм устойчивого развития региона». Он направлен на повышение компетентности представителей образовательных структур Щучинского района в области организации и осуществления практик ОУР для всех поколений.

Организаторы семинара – Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ имени М.Танка, идеологический отдел и отдел образования, спорта и туризма Щучинского районного исполнительного комитета, Гродненский областной ресурсный центр комплексной поддержки практик ОУР и ШМП-21 ГУО «Гимназия г. Щучина». Участники – представители учреждений дошкольного, общего среднего образования и местных органов власти района.

Открыла семинар-практикум Елена Васильевна Пасюта, директор гимназии г. Щучина. Поприветствовав участников и пожелав им плодотворной работы, она напомнила, что вместе с Березовским, Щучинский район в Республики Беларусь стал пилотным регионом проекта «Научная лавка». Этот проект направлен на создание системы образовательной и научной поддержки процессов интеграции практик образования и регионального развития.

Активное участие в работе семинара приняли Анна Станиславовна Хведюк, заместитель председателя Щучинского районного исполнительного комитетакурирующая вопросы образования, культуры, медицинского обслуживания и другие социальные вопросы, и Владимир Романович Дубок, начальник отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома. Анна Станиславовна подчеркнула важность события для развития и устойчивости местного сообщества, выразила свою благодарность организаторам семинара-практикума, а также поздравила присутствующих с прошедшими и наступающими праздниками.

Франц Степанович Мамуль, региональный координатор по Гродненской области Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, познакомил присутствующих с только что опубликованными рекомендациями открытых парламентских слушаний «Партнерство ветвей власти как необходимое условие успешного достижения Целей устойчивого развития (ЦУР)», которые прошли 19 декабря 2017 года в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь. Он пожелал участникам совместной плодотворной работы на благо развития Гродненщины.

Установочный доклад «Образование и устойчивое развитие: объединяющие ценности, идеи и практики» сделала София Борисовна Савелова, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития». Ссылаясь на слова Марианны Щеткиной, Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития, подчеркнула, что «От образования детей зависит будущее нашей страны, а качественность образования определяется по тому, какие жизненные задачи способны решить пятнадцатилетние. Владение функциональной грамотностью и глобальными компетенциями сегодня является необходимым условием обеспечения качественного образования для всех», - отметила София Борисовна.

Гимназия города Щучина является Гродненским областным ресурсным центром комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и Школьной местной повестки-21. Подтверждая этот статус, учащиеся гимназии провели интерактивную экскурсию и показали несколько элементов, способствующих формированию экодружесвтенной среды. Отряд «Берегоши» - агенты устойчивого развития, которые распространяют идеи энергоэффективного образа жизни  среди школьников, технического персонала, педагогов.

Продолжили семинар партнеры ГУО «Гимназия города Щучина» по продвижению идей и ценностей устойчивого развития – ГУО «Здитовская средняя школа Березовского района». 

Бизнес-инкубатор для школьников – уникальное достижение учреждения образования «Здитовская средняя школа Березовского района» для развития и устойчивости региона – заинтересовал многих присутствующих на семинаре-практикуме. Также в презентации учащиеся ГУО «Здитовская средняя школа Березовского района» и ее директор Виталий Павлович Жукович рассказали про организацию системы образовательного сопровождения процессов разработки Стратегии устойчивого развития Споровского сельсовета. Ресурсный центр комплексной поддержки практик ОУР сельских территорий имеет богатый опыт в инициировании местного сообщества, реализации Стратегии «Школа + деревня = устойчивое развитие», взаимосвязанной с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, а также с Целями устойчивого развития.

Разработать свои замыслы для различных категорий жителей региона позволила творческой лаборатории «Образовательное сопровождение процесса включения жителей в деятельность по улучшению качества жизни местных сообществ. Работали пять исследовательских микрогрупп:

«Волонтерское движение в целях устойчивого развития местных сообществ». модератор – Юлия Ромуальдовна Скоринко, заместитель директора по учебной работе ГУО «Остринская средняя школа имени А.С. Пашкевич».

«Организация системы образования взрослых в местных сообществах – условие обеспечения локальных процессов устойчивого развития», модератор – Ольга Евгеньевна Кремлева, менеджер Гродненского ресурсного центра Ассоциации дополнительного образования и просвещения взрослых.

«Межсекторное сотрудничество как условие достижения ЦУР для улучшения качества жизни местных сообществ. Роль Гродненской партнерской сети УР», модератор – Франц Степанович Мамуль, региональный координатор по Гродненской области Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии.

«Коммуникативная политика учреждения образования по продвижению ценностей, идей и Целей устойчивого развития в местном сообществе», модератор – Дарья Андреевна Саладовникова, специалист по связям с общественностью Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ.

«Внедрение концепции научных лавок в деятельность Гродненского областного ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток-21», модератор – Ольга Александровна Гудень, заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Гимназия г.Щучина».

Обобщая результаты первого дня, Елена Васильевна Пасюта, директор гимназии города Щучина, проявила специфические особенности практик ОУР как механизма устойчивого развития региона и поставила цели на работу второго.

В тематическом блоке «Организация деятельности ресурсного центра по ОУР рамках реализации проекта «Научная лавка» работали две группы: исследовательско-проектная поддержка экологической целостности Щучинского региона: педагогическое сопровождение деятельности экологической лаборатории молодежного исследовательского лагеря устойчивых перемен (Валентина Ивановна Шейгеревич, учитель биологии и Оксана Евгеньевна Шпиль, учитель химии) и исследовательско-проектная поддержка образовательного туризма в Щучинском регионе: педагогическое сопровождение культурно-исторической лаборатории молодежного исследовательского лагеря устойчивых перемен (Елена Евгеньевна Лисовская, учитель истории и Ирина Станиславовна Подгурская, учитель белорусского языка и литературы).

С презентацией «Молодежный исследовательский лагерь как механизм организации научно-образовательного сопровождения в Щучинском районе процессов устойчивого развития» выступила Ольга Александровна Гудень, заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Гимназия г.Щучина». Лагерь в регионе выступает фундаментом, который держит волонтерство, досуг и коммуникацию в Щучинском районе.

Повысить свою профессиональную компетентность как организатора практик ОУР участникам семинара удалось в рамках серии мастер-классов, организованных преподавателями гимназии,  «Использование активных методов обучения –  способ организации продуктивной деятельности участников практик ОУР для всех поколений»:

  • Сторителлинг как метод составления и рассказывания историй «с целью» продвижения ценностей, идей и Целей устойчивого развития - Елена Владимировна Трахимчик;
  • Развитие критического мышления как условие трансформации повседневного образа жизни: личное потребление и ответственное отношение - Надежда Михайловна Богдан;
  • Повышение финансовой грамотности населения: Splach игры - Ольга Петровна Стульгис;
  • Управленческие ресурсы развития здоровьесберегающей среды учреждения образования - Инна Николаевна Хартанович .

Можно рассматривать семинар-практикум «Образование - ведущий механизм устойчивого развития региона» в качестве повышения квалификации педагогов  как организаторов практик ОУР для всех поколений.

Эффекты семинара - обеспечение научно-образовательной поддержки интеграции процессов развития образования и местных сообществ в микрорегионах развития Щучинского района и содействие освоению участниками Гродненского областного ресурсного центра по ОУР методологии и методики деятельности в составе кластера «Научная лавка – Беларусь».

Семинар-практикум прошел в рамках проекта «Научная лавка как инструмент интеграции образовательный практик в процессы устойчивого развития». Проект 1633, осуществляемого при поддержке Министерства образования Республики Беларуси и содействии Программы поддержки Беларуси (ППБ). Программа поддержки Беларуси реализуется Дортмундским международным образовательным центром (IBB Dortmund) по поручению Министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) и Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).