Содействие расширению инновационной деятельности учреждений образования в области ОУР

Содействие расширению инновационной деятельности учреждений образования в области ОУР – одна из задач деятельности Координационного центра, связанная в реализацией приоритетной области (а) Стратегии ЕЭК ООН по ОУР: стимулирование «общеучрежденческих подходов» посредством составления в каждом учреждении образования учебных планов по образованию в интересах устойчивого развития / включения образования в интересах устойчивого развития в существующие учебные планы в каждом учреждении образования к 2019 году. Важное место здесь занимает  комплексная деятельность по стимулированию и поддержке инновационной деятельности учреждений образования в области ОУР,  развитие профессиональной компетентности педагогов на местах и усиление потенциала молодежи по участию в процессах устойчивого развития местных сообществ.

Первым событием, организованным Координационным центром по ОУР сразу же после его создания, стал семинар-практикум «Разработка инновационных проектов учреждений образования в области ОУР», состоявшийся 8 февраля 2017 года на базе ресурсного центра по ОУР гимназии № 19 г. Минска. Собравшись вместе, представители инновационных команд 23-х учреждений образования разного типа из всех областей Беларуси при поддержке экспертов разработали проектный замысел инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся».

Инновационный проект прошел все процедуры экспертизы на уровне районных отделов образования, спорта и туризма, экспертных советов  всех областей, экспертного совета Академии последипломного образования и 07.07.2017 утвержден к реализации в 19 учреждениях общего среднего  образования приказом Министерства образования Республики Беларусь №470 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году».  

Работа по реализации совместного проекта – старт новому витку развития сотрудничества в области ОУР учреждений общего среднего, дошкольного, специального и дополнительного образования детей и молодежи. Более подробно имеющийся опыт организации учреждениями образования инновационной деятельности  в области ОУР представлен в материалах Международной научно-практической конференции «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной среды» (ГУО «Академия последипломного образования», 27-28 апреля 2017 года, http://www.academy.edu.by/semenarikonfer/1538.html).

Разные стороны деятельности ресурсных центров по ОУР в этом сборнике отражены 39 участниками различных проектов Ассоциации «Образование для устойчивого развития» (30 статей, расположенных во всех разделах сборника). На сайте АПО в открытом для широкого доступа сборника конференции исследователи, эксперты и практики образования могут выявить как эффективные ресурсы, так и существующие проблемы организации образования и устойчивого развития (https://drive.google.com/file/d/0B-1AFf8J0GC1MkpPaTVtYVNkR0U/view).  

В работе конференции приняли участие представители Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития», профессорско-преподавательского состава Академии последипломного образования, учреждений высшего образования, институтов развития образования, руководители и специалисты отделов (управлений) образования, спорта и туризма областных исполнительных комитетов, руководители и заместители руководителей учреждений образования Республики Беларусь и Российской Федерации. В рамках конференции Координационный центр оказал содействие в проведении мастер-класса «Деятельность ресурсных центров Ассоциации «Образование в интересах устойчивого развития» – фактор интеграции практик образования и устойчивого развития».

Эффективным ресурсом научно-методической поддержки практикам  ОУР стал Фестиваль опыта инновационной деятельности учреждений образования «Мосты поколений», организованный при содействии Координационного центра и партнеров – Ассоциации «Образование для устойчивого развития»,  отдела образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома, Витебского ИРО, Академии последипломного образования и БГПУ на базе ГУО «Средняя школа №16 г. Орши» (18 – 20 мая 2017 года).

Понимая, что в местных сообществах и образование, и устойчивое развитие – процессы, которые объединяют всех, педагогический коллектив средней школы №16 г. Орши презентацией своей системы деятельности как Ресурсного центра образовательной поддержки устойчивого социокультурного развития региона доказал, что «мосты поколений» – не просто образ, а целая система деятельности, позволяющая в местном, профессиональном и международном сообществах находить новые ресурсы устойчивости происходящих перемен.

Фестиваль был организован в рамках реализации Республиканского координационного плана мероприятий дополнительного образования педагогических работников на 2017 год (п.221). Сотрудничество его участников и представленный опыт учреждений образования Беларуси предъявили имеющиеся в нашей стране достойные образцы  организации деятельности школы на основе реализации общеучрежденческого подхода к обеспечению практик ОУР. В своих выступлениях это же подтвердили и А.В.Загурский, начальник отдела образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома, и Т.В. Орехова, начальник отдела руководящих кадров и инновационного образования Витебского областного института развития образования. Существенный вклад Ресурсного центра средней школы № 16 г. Орши в устойчивое развитие региона отметил также в своем послании участникам Фестиваля и С.Н. Пац, первый заместитель председателя Оршанского райисполкома.

В этом направлении дидактическую поддержку всем участникам Фестиваля оказали проекты лауреатов Молодежного международного медиафестиваля «Голоса молодых за устойчивое развитие – 2017». Его работа также была организована во время Фестиваля при поддержке образовательного сообщества iEARN-Belarus. В 2017 году в медиафестивале приняли участие творческие команды 18 учебных заведений и МОО «Откровение» (Беларусь), приславшие 78 молодежных медиапроектов различного формата по разным аспектам деятельности в интересах устойчивого развития местных и глобального сообщества. Лауреатами фестиваля стали 27 видеопроектов из Беларуси, России и Украины. Именно они и были показаны с большого экрана участникам фестиваля.

Участвуя в работе экспертного практикума, представители школ района при поддержке Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития», ИПКиП БГПУ, а также участников Фестиваля разработали для себя программу сотрудничества на 2017-2018 учебный год «Экодружественная школа».  А также объединили свои усилия в разработке сетевого проекта по развитию своей профессиональной компетентности в области ОУР –  ключевого условия комплексной поддержки экологически дружественного образа жизни, включенного участия своих сообществ и деятельности их участников по организации практик развития образования.